Posted 22 октября 2019,, 06:50

Published 22 октября 2019,, 06:50

Modified 7 марта, 15:48

Updated 7 марта, 15:48

В обход таможни: зачем россияне покупают автомобили с армянскими номерами

В обход таможни: зачем россияне покупают автомобили с армянскими номерами

22 октября 2019, 06:50
Новое явление на отечественных дорогах: плодятся иномарки с армянскими номерами, но за рулем – люди славянской внешности. Автолюбители в России пересказывают друг другу лайфхак о поддержанных авто из Европы. Супервыгодное предложение «всё включено» с транзитной биркой «армяне».

Юлия Сунцова

Армяно-российский конвейер работает уже три года. После вступления Армении в Евразийский экономический союз, с января 2015 года автовладельцам с армянскими номерами открылась возможность передвигаться по странам союза без ограничений. Помимо России, в ЕАЭС входят также Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, но самый высокий спрос на иностранные авто в Ереване пока держат россияне, особенно из южных регионов страны. Изначально без растаможки можно было ввозить в Россию только автомобили, попавшие в Армению до октября 2014 года, но потом это ограничение отменили.

Откуда поставляются авто? Армяне любят участвовать в аукционах в Японии, США, Европе, Корее. Далее машины пригоняются в Грузию, где автомобилям меняют руль с правого на левый, растаможивание производится в Армении.

По запросу в Яндексе «подержанные авто из…» поисковик подставляет самый популярный автоматический ответ: «Армения». На десятках армянских сайтах предлагаются сотни тысяч вариантов автомобилей из Европы и Америки по цене вдвое-втрое дешевле, чем в России. В Армении нет заградительных пошлин на авто с пробегом, как у нас, - отсюда и возникает привлекательная разница в цене.

- У вас в кармане миллион, и на эту сумму вы в России покупаете либо новый Hyundai Solaris, либо убитую Toyota, либо привозите три бэушных, но отлично сохранившихся европейских Mercedes из Армении, - переводит на язык цифр независимый автоэксперт, журналист, социолог Сергей Асланян. - Качество за эти деньги будет тоже превосходное. Б/у автомобили из Европы тем и славятся, что они доходят до нас в очень хорошем состоянии, с хорошим техобслуживанием и внятной биографией. Но потащите ее через официальные российские каналы и получите за деньги, большие, чем она стоит, а если через армянские потащите, у вас еще и останется на шашлык.

Как рассказывают первопроходцы на автофорумах, вы просто списывайтесь с армянами, заказываете авто с определенными характеристиками и едете его забирать.

Купленная под россиянина иномарка ставится на учет в Армении. Для этого соотечественникам необходимо сделать здесь всего лишь временную регистрацию – и десятки армянских организаций оперативно справляются с этой задачей. В итоге приобретенный автомобиль оказывается в чистой собственности россиян, возвращаться в Армению на продление регистрации не нужно, и налоги тоже легко платятся в Армению через интернет.

На популярной платформе List.am ценник на Mercedes с пробегом в 100 тысяч километров, к примеру, начинается от $ 2.000-3.000 и доходит до середины шкалы в $9.000-10.000 в зависимости от моделей и характеристик. Примерно такие же цены на Audi. Нижний предел по Toyota c тем же пробегом – от $3.500 – средняя цена $8.500. Ford – от $2.500 – средняя цена $6.000, Volkswagen – от $1.500 – средняя цена $6000. Перепродавать такие экземпляры возвращаются в Армению. Но часто из-за низких цен автовладельцы даже не заморачиваются по этому поводу – просто разбирают старое авто на запчасти и едут за новым. И главное – всё это легально.

- В Армении, Абхазии, Грузии, действительно, такая лазейка еще есть и ей активно пользуются. Привлекают больше всего льготные условия на таможнях, потому как в России таможенные пошлины держатся на отметке до 70% от продажной цены импортных подержанных авто. Покупаешь за 1000 у.е., узакониваешь в России – уже 1700 у.е., - говорит автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

За копеечную доплату дружественные соседи готовы упаковать вам «железного коня» под ключ – так, чтобы ни у одного российского ведомства не осталось ни одного вопроса по поводу его легальности.

У группы vkontakte «Авто из Армении. Помощь в подборе и приобретении автомобиля» больше 8000 подписчиков. Автодилеры предлагают широкий перечень услуг.

«Помощь при покупке авто в Армении: Встречаем Вас в аэропорту Еревана. Заселяем в гостиницу. Сопровождаем по стране на автомобиле. Подбираем авто из ассортимента, либо на авторынке в Ереване, либо в других местах. Проверяем авто на сервисе (механическая и компьютерная диагностика авто). - Помогаем в переоформлении на Вас авто, с получением свидетельства о регистрации на Ваше имя! Проживание одного человека, перевод паспорта, временная регистрация, все пошлины в ГАИ Еревана при переоформлении машины и минимальная Армянская страховка включены. Стоимость питания не включена. Стоимость: 30 000 руб. Поездка занимает 2-3 дня», - сказано в объявлении. За 20 тысяч рублей сверху армяне готовы сами перегнать ваш новый автомобиль через российскую границу, а то и доставить прямо на дом:

«Перегон нами Вашего авто в Россию - Верхний Ларс (граница Грузии и России на Российской стороне). Стоимость: 20 000 руб. + ГСМ по чекам. Перегон в другие регионы РФ - цена договорная».

- Схема энергозатратная, но зато россиян тут не нагревают. Экономика в Армении - так себе, способов заработать немного, а потому репутация является важным залогом успеха. Чрезвычайно старательно армяне разработали этот ход, и своему клиенту они дают полный бизнес-пакет, и любезная Манэ с удовольствием побудет на сделке Машей все ваши 15 минут. Армяне в этом смысле чрезвычайно честно отнеслись к русскому брату, которому нужно помочь с тем, чтобы он ездил на хорошей машине, - говорит Сергей Асланян.

Пройденные в Армении единые таможенные процедуры признаются Россией и на ее территории пересмотру не подлежат. Определенной категории клиентов также нравится, что авто с армянскими номерами в РФ превращаются в «невидимки».

- Вы приезжаете в Россию с армянскими номерами, и абсолютно вся Госавтоинспекция и Администраторы московского парковочного пространства (АМПП) скрежещут зубами от ярости, потому что ничего не могут с вами сделать, ведь с оформлением у вас всё легально. Гибддшные российские камеры к тому же не могут распознавать армянские номера. Они и наши-то номера не очень могут узнавать, а иностранные, которых нет в базе, и подавно, - рассказывает Сергей Асланян. - Вы как бы несетесь с любой скоростью и безбожно нарушаете всё, что можете, и гаишники просто не знают, что с вами делать и куда вам слать штрафы.

Эксперты авторынка утверждают, что транспортные средства по данной схеме приобрели десятки тысяч россиян. Официальный учет таких сделок ведется только в ГАИ Еревана, поэтому в России представления об объемах этих авто на дорогах пока весьма расплывчатое.

«Статистику надо будет запрашивать, я ее вам сейчас озвучить не смогу, потому что у меня ее нет. Ваш вопрос достаточно специфический, и то, если вообще на эту тему будет какая-то статистика, вряд ли вы эти цифры найдете в интернете. Релизов по этой теме, насколько я помню, не было», - пояснил «НИ» начальник Отдела технического обеспечения оперативно-разыскных мероприятий и оперативного реагирования УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве, официальный представитель ГИБДД МВД РФ Анастас Искра.

«В первый раз слышу о проблеме, которая была бы связана с этими номерами, через нас такие материалы не проходили», - говорит руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Федерации автовладельцев России Равиль Ахметжанов.

«Армянские номера», тем временем, мало-помалу подъедают три статьи российской казны: штрафы ГИБДД, таможенные пошлины, транспортный налог.

- Смысл этих челночных походов – в экономии на растаможке и штрафах. Государство, соответственно ровно на этом же и теряет. Нарушители на таких машинах не платят штрафов, как это в свое время было с белорусскими номерами. Ситуация, конечно, точит брешь и в дорожной обстановке и в госбезопасности, поскольку нет никакого точного учета этих транспортных средств, - отмечает президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев.

Российская полиция, конечно, видит, что такие машины ходят, но сделать ничего не может. Тенденция очень напоминает ситуацию на Украине: тысячи пригнанных машин с Европы, которые на родине зарегулировать никак не могут, поясняют автоэксперты.

Осознание проблемы, тем не менее, со стороны правительств двух государств уже происходит. Планируемые меры должны постепенно схлопнуть схему к 2021 году. Весной 2018 в Армении запретили ввозить автомобили с правым рулем, поэтому подобрать себе вариант теперь можно только из оставшегося ассортимента.

В России к февралю 2020 года также должно появиться правительственное постановление, лазейку с армянскими и абхазскими машинами закроют, говорит Игорь Моржаретто. Соответствующее поручение президента в правительство, по крайней мере, уже поступило.

"