Ирина Зиганшина
Тот, кто приходит на собеседование в поисках работы, ожидает, что его оценят исходя из опыта, успехов, способности генерировать идеи.
Но, если верить новой работе американских психологов, все это неважно: эйчарам достаточно нескольких секунд разговора с соискателем, чтобы распознать его социальный статус – а он-то и играет решающую роль при приеме на работу.
Работа ученых из Йельского университета, которая будет опубликована в журнале «Труды Национальной академии наук США» (PNAS), посвящена тому, как на основе кратких речевых моделей люди «вычисляют» социально-экономическое положение незнакомца – то есть уровень его дохода, образование и профессиональный статус, и как это влияет на решения эйчар-менеджеров, которые предпочитают кандидатов со статусом повыше.
Как заявляют йельские психологи, в их серии исследований обнаружилось, что первые же семь произнесенных слов дают возможность наблюдателям достаточно точно оценить социальный класс говорящего. Если человек придерживается общепринятых стандартов английского языка, а также цифровых стандартов – то есть таких, на которых строится речь голосовых помощников вроде Google Assistant, то он ассоциируется с более высоким социальным классом. При этом очень важны особенности произношения – они выдают социальный статус точнее, чем содержание речи.
В отдельном исследовании психологи изучили, как это восприятие влияет на отношение эйчаров. Для этого были приглашены 274 человек, имеющих опыт найма, которые либо слушали аудиозаписи рассказов о себе, сделанные 20 потенциальными претендентами на работу, либо читали стенограммы записей.
Оказалось, что те менеджеры, которые слушали аудиозаписи, точнее определяли социально-экономический статус претендентов, чем те, кто читал стенограммы. Мало того – не имея никакой информации о квалификации кандидатов, они оценивали претендентов из высших социальных классов как более компетентных и назначали им более выгодные зарплаты, чем кандидатам с более низким социальным статусом.
Неизвестно, осознают ли это сами эйчары, однако решение в пользу того или иного кандидата, резюмируют авторы исследования, они принимают в течение первых нескольких секунд общения. И это решение базируется всего лишь на основе восприятия речевых паттернов, свидетельствующих о социальном статусе собеседника, а отнюдь не на его реальной компетентности и пригодности к работе.
Возможно, менеджер и не прочь оценить кандидатов по справедливости, но укоренившиеся особенности восприятия, в соответствии с которыми мы ранжируем людей после короткого общения, не позволяют быть объективным.
Кстати, не так давно «Новые Известия» уже писали о феномене, который позволяет «высшему классу» из поколения в поколение сохранять свой статус, а окружающим – всячески этому способствовать.