Posted 21 октября 2019, 16:25

Published 21 октября 2019, 16:25

Modified 7 марта, 15:48

Updated 7 марта, 15:48

Почти союзники. Как Россия и Китай укрепляют военное сотрудничество

21 октября 2019, 16:25
Сотрудничая с Китаем в военной области, Россия почти ничего не теряет с точки зрения безопасности, зато осложняет жизнь США

Слова Путина на заседании клуба «Валдай» о том, что Россия помогает Китаю создавать систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), а также о том, что отношения между двумя странами – это «многоплановое, стратегическое партнерство» комментирует на сайте Московского Центра Карнеги. эксперт Института Дальнего Востока РАН, специалист по китайскому ВПК Василий Кашин.

Если прежде обе страны отрицали саму идею союзов, ссылаясь на неудачный опыт прошлого, то теперь российская сторона уже потихоньку и исподволь начинает вновь использовать это слово. Так Путин на Петербургском экономическом форуме в июне 2019 года заявил: «Мы не состоим с Китаем в военных союзах. самих и наших партнеров. Мы не собираемся ничем подменять или заменять».

Правда, Китай пока избегает использовать этот термин на официальном уровне, говоря о «всеобъемлющем партнерстве» и «стратегическом взаимодействии», но признает, что наши отношения находятся в «лучшем за всю историю» виде.

Правда в такого рода «союз» пока не входит один элемент: обязательство об оказании военной помощи в случае, атаки на одного из союзников, но в размытом виде и эта опция существует в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года: «В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы».

Да, это не жесткое обязательство оказания военной помощи, но такого обязательства не прописано даже в хартии НАТО, а равно в других важных международных договорах.

А потому реальную силу этим договорам дают не правовые нормы, а совместное военное планирование и меры по осуществлению оперативной совместимости войск участников альянса, а также другие аспекты сотрудничества в военной и военно-промышленной сферах. И вот здесь-то Россия и Китай постоянно улучшают уровень взаимодействия.

А с 2018 года в военном сотрудничестве началась новая эра: обе страны в связи с ухудшением отношений с США, стали сближаться еще быстрее, а их военно-техническое сотрудничество широко распространилось и на сферу стратегических вооружений.

Россия уже признает, что помогает Китаю в создании системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) - важнейший компонент системы управления стратегическими ядерными силами любой страны. То есть это сотрудничество стало настолько масштабным, что нельзя уже было больше его скрывать. Следом можно ожидать сотрудничества и в других сферах. К примеру, в стратегической ПРО, гиперзвуковых технологиях или строительстве атомных подлодок, что было бы выгодно и для России, и для Китая взаимовыгодно с финансовой и технологической стороны, без рисках для национальной безопасности.

Интересно, что в силу географического расположения, для военного сдерживания друг друга России и Китаю понадобились бы другие силы и средства, чем те, которые они используют для сдерживания США и их союзников. Россию бы беспокоили в этом случае китайские сухопутные войска и ракеты средней и меньшей дальности, тогда как океанский флот, стратегическая ПРО и межконтинентальные ракеты больших угроз для России не несут. Так что нынешние сферы сотрудничества с Китаем не только не представляют опасности для России, но напротив - осложняют жизнь США, а также укрепляют отношения с ключевым партнером и дают экономический выигрыш.

Более того, дальнейшее развитие отношений с Китаем в этой области ведет к тому, что скоро российско-китайская военная интеграция будет соответствовать уровню военных союзов во главе с США. И это уже не говоря о том, что разного рода совместные учения и маневры как на суше, так и в воздухе и в море, в том числе и с участием Ирана (как это планируется сделать в западной части Индийского океана), демонстрируют готовность этих стран к совместному силовому укреплению своих позиций в удаленных частях мира.

Новое качество российско-китайских отношений в военной сфере, вероятно, будет закреплено в российско-китайском соглашении о военном сотрудничестве, которое заменит довольно расплывчатый документ 1993 года и, вероятно, будет заключено уже в недалеком будущем, - резюмирует эксперт.

Подпишитесь