Posted 21 октября 2019, 12:37
Published 21 октября 2019, 12:37
Modified 7 марта, 15:16
Updated 7 марта, 15:16
Владимир Василиев, аналитик
Экономика РФ как «шагреневая кожа»
Численность населения РФ на 1.07.2019, согласно данным Росстата, – 146,7 млн. человек. Однако по оценке Института социальной политики и социально-экономических программ ГНИУ «ВШЭ» (см. здесь) для функционирования нынешней экономики РФ, сконцентрированной вокруг добывающих отраслей и всех без исключения видов их обеспечения, необходимых для функционирования в масштабе, не меньшем нынешнего, добывающих и всех обслуживающих отраслей, «достаточная численность населения России – 50 млн. человек». В перечень всех видов необходимого обеспечения добывающих, обслуживающих и обеспечивающих их отраслей включены также и все соответствующие отрасли воспроизводства населения и воспроизводства социума, включая все необходимые государственные структуры.
Таким образом, для тех масштабов и структуры экономики РФ, к которым они (экономика и её структура) сведены «реформами сверху», осуществлявшимися непрерывно в течение последней трети века, объективно лишними стали примерно две трети населения РФ.
Политикой господствующего над Россией и паразитирующего на России общественного организма-паразита за последнюю треть века в РФ созданы такие общественные условия воспроизводства, которыми две трети населения РФ превращены в «лишние рты».
Для «бюджета» общественного организма-паразита не только сокращение численности пенсионеров, но и населения вообще, стремящееся (сокращение населения) к сокращению всех без исключения «лишних ртов», – это существенное и необходимое «облегчение». Ведь всё это (сокращение рождаемости, сокращение численности пенсионеров, сбрасывание обязанностей по их материальному обеспечению на их детей, сокращение численности всех возрастных категорий населения в целом) неизбежно ведёт к сокращению расходов на социальную поддержку и пенсионное обеспечение населения.
Это высвобождение ресурсов, «экономически нерационально» расходуемых на воспроизводство «лишних ртов», в сложившихся общественных условиях необходимо с точки зрения интересов общественного организма-паразита – его потребности все предыдущие десятилетия росли и продолжают расти в масштабах и объёмах, давно уже превысивших все иные возможности удовлетворения за счёт РФ и её экономики.
С 1980 по 2016 год, как утверждает аналитик компании «Финам» А. Коренев, совокупные доходы россиян в среднем увеличились на 34 процента, если считать доходы за каждый год этого периода по паритету покупательной способности (ППС) рубля к доллару США.
У 10% наиболее богатого населения РФ за этот же период доходы выросли на 190 процентов, то есть в ценах 1986 года доходы этих 10% наиболее богатых за 2016 год составили 290% от доходов, которые за 1986 год получили 10% наиболее богатых в РСФСР. В то же время рост доходов у этой группы населения за 30 лет был почти трёхкратный, а если учесть также и 2017-2018 годы, то есть не менее чем в 3 раза.
За это же время доходы 0,1% (150 тыс.) населения РФ, именуемых населением РФ олигархами, по ППС увеличились на 2362 процента, что почти в 20 раз превышает среднемировые темпы роста доходов у наиболее состоятельных лиц всех государств, учитываемых международными органами статистики (см. здесь).
Согласно этим оценкам за эти же 30 лет в общей сумме доходов всего населения РФ по ППС на 15%увеличилась доля доходов 40% наиболее обеспеченного населения РФ, не включая в них 10% самых богатых.
Обнищание и вымирание «коренного» населения РФ
За последние шесть лет имевший место за предыдущую четверть века незначительный прирост доходов у тех 40% населения РФ, которые прежде составляли основу так называемого среднего класса, фактически завершает своё схождение к нулю.
У половины населения РФ доходы по ППС сократились на 26%за период 1986-2016 годов. Исходя из общего за последние шесть лет опережающего падения доходов у наименее обеспеченной половины населения РФ, падение доходов наименее обеспеченной половины населения РФ за 1986-2019 годы составило, вряд ли, менее чем на одну треть!
В итоге доля доходов 80% населения в общей сумме доходов населения РФ за эти же годы сократились примерно на 21 процент (см. здесь).
В статье «Деньги есть, но вы держитесь: как именно власть изымает накопления и доходы граждан» (см.здесь) автором на основании данных Росстата сделан вывод, что суммарный объём (товарооборот) розничной торговли и платных услуг населению РФ по итогам 2019 года не превысит 43 трлн. рублей. В расчёте на душу населения РФ это составит не более 24,43 тыс. рублей (ок. $380) в месяц или $12,7 в сутки.
Исходя из фактической дифференциации доходов в РФ по группам населения, о которой сказано несколькими абзацами ранее, не менее 80%, а в действительности – примерно 90% населения РФ имеют доходы, которые не превышают $5, максимум $7 в сутки!
Это – уровень нищеты, даже не бедности, а именно нищеты, если руководствоваться критериями европейских и американских органов статистики, международных финансовых и экономических организаций не для самых бедных стран Африки, Азии и Латинской Америки, но для развитых стран и группы наиболее развитых стран из числа развивающихся.
По данным Росстата, с 1986 по 1.07.2019 года, с учётом неизменно положительного сальдо миграции почти в каждый из годов этого периода, население РФ увеличилось всего на 3,2 млн. человек.
В то же время за период с 1989 по 2017 годы 10 субъектов РФ потеряли больше 20% своего населения, а в целом население вымирает в 69-и из 85-и субъектов РФ.
О динамике изменения численности русского народа и его относительной доли в составе населения РФ с 1926 по 2010 годы свидетельствуют данные Всероссийских переписей населения (год, численность русских и их доля): 1926 – 74 млн., 73,2%; 1939 – 90 млн., 82,5%; 1959 – 98 млн., 83,5%; 1970 – 108 млн., 83%; 1989 – 120 млн., 81,6%; 2002 – 116 млн., 80%; 2010 – 111 млн., 77,6%.
Общая динамика «естественного» движения всего населения Российской империи – РСФСР – РФ в 1913-2018 годах представлена на графике (составитель графика В. Стечкин – см. здесь).
По оценке экспертов, убыль «коренного» населения РФ по социально-экономическим, криминальным и социально-психологическим причинам, которые не могут быть отнесены к естественным причинам, за 1986-2018 годы составила не менее 13-14 млн. человек. Не менее девяти десятых из них – за период с 1992 по 2019 год. (см. в том числе здесь, здесь, здесь и здесь).
Макроэкономическая оценка неотложных мер по предотвращению катастрофы РФ.
Исходя из оценок автора, основанных на данных Росстата, ЦБ РФ, РАНХиГС, ГНИУ «ВШЭ» и социологических опросов, вынужденно «отложенный» спрос населения РФ на товары и платные услуги текущего потребления ныне составляет не более 7 трлн. рублей. На основании этого автором сделан экспертный вывод также и о том, что максимально возможный в сложившихся условиях объём спроса населения на товары и платные услуги, относящиеся к текущему потреблению, может составить не более 50 трлн. рублей. В расчёте на душу населения этот спрос составит не более 28,5 тыс. рублей в месяц.
Прирост, в случае удовлетворения этого спроса, составит 16,7% в ценах 2019 года. Но всё равно это останется ещё уровнем нищеты или весьма близко до неразличимости граничащим с нищетой уровнем текущего потребления абсолютным большинством населения РФ, если руководствоваться критериями европейских и американских органов статистики, международных финансовых и экономических организаций для развивающихся экономик.
В указанной статье автором сформулирована прогнозная оценка: для того, чтобы обеспечить указанный прирост текущего потребления и удовлетворить даже такой нищенский спрос населения РФ на товары и платные услуги, относящиеся к текущему потреблению населению, Российской Федерации требуется ежегодный импорт таких товаров в объёме не менее 100 млрд. долларов США, во-первых. И плюс к этому, начиная со второго года, в течение, как минимум 5 лет, ежегодно потребуются дополнительные выплаты населению в объёме не менее 100 млрд. долларов США, во-вторых.
Итого только на эти цели в ближайшие 5-6 лет, если вдруг их достижение станет обязательным для Правительства РФ, потребуются ресурсы в объёме не менее 1 трлн. долларов США.
Сказанное будет верно лишь при условии, если за эти 5-6 лет в РФ будет создано собственное производство товаров, относящихся к текущему потреблению населения, с суммарным объёмом выпуска не менее 100 млрд. долларов в год в ценах 2019 года. Причём в действительности речь идёт об объёме выпуска товаров в натуре, а не по их совокупной цене. Для того чтобы создать непосредственно эти производства, требуются инвестиции в суммарном объёме не менее 100-120 млрд. долларов США, если средний срок окупаемости таких производств составит ок. 7 лет.
В условиях действия внешних санкций при нынешнем состоянии машиностроения и других отраслей экономики РФ, производящих средства производства для предметов потребления и далее по всей связанной с этим технологической цепочке, потребуется ещё примерно столько же, если не больше инвестиций в возрождение других необходимых производств. Речь о возрождения всех тех производств материального богатства и рабочей силы во всех отраслях экономики и социальной сферы РФ, без которых инвестиции в создание необходимых мощностей для производства товаров, относимых к текущему потреблению населения, окажется невозможным.
Таким образом, только на непосредственное решение задачи удовлетворения спроса населения РФ на товары и платные услуги, относимые к текущему потреблению, в ближайшие 5-6 лет требуются ресурсы в суммарном объёме не менее 72 трлн. рублей ($1,2 - 1,3 трлн), если считать по обменному курсу 60 руб. за $1. Если же считать по ППС (хотя каков он у нынешнего рубля в действительности – никто не знает), то требуемая сумма составит не менее 35-40 трлн. рублей. «Усреднив» эти оценки, исходя из частичного покрытия инвестиционных расходов за счёт внутренних производителей, получим примерный объём требуемых ресурсов в сумме не менее 50 трлн. рублей.
Однако это только объём тех ресурсов, которые требуются на непосредственное решение в течение ближайших 5-6 лет всего лишь одной задачи – удовлетворение уже сложившегося в РФ спроса населения на товары и платные услуги, относимые к текущему потреблению. Ресурсов, требующихся на решение той задачи, которое (решение) по критериям европейских и международных органов статистики и экономических организаций всего лишь выведет большую часть населения страны из нищеты, а остальных – на уровень текущего потребления, граничащий с бедностью.
Дабы не загромождать статью и читателя дополнительными данными и обоснованиями, согласимся, что все другие неотложные задачи перелома долгосрочной тенденции падения качества и уровня жизни населения РФ могут быть решены реализацией майского (2018) Указа Президента РФ. Согласимся пока, что планируемых Правительством РФ на эти цели ок. 29-30 трлн. рублей суммарных расходов в ценах 2018 года окажется достаточно для решения заявленных в этом Указе задач, если они будут использованы целевым образом и рационально.Последнее уже сейчас вызывает не просто обоснованные сомнения, но всё более нарастающий вал доказательств обратного, причём не только со стороны экспертного сообщества, но и со стороны Счётной палаты РФ и ряда иных высокопоставленных членов Правительства РФ.
И всё же согласимся пока, что решить задачи, поставленные майским (2018) Указом Президента РФ будет возможно, если надлежащим образом будет решаться указанная в настоящей статье задача удовлетворения уже сложившегося спроса населения РФ на товары и услуги, относимые к текущему потреблению.
Но, и это следует особо подчеркнуть, без решения первичной и неотложной задачи полного удовлетворения уже сложившегося спроса населения РФ на товары и услуги, относимые к текущему потреблению, даже полное исполнение майского (2018) Указа Президента РФ ничего не даст, да и дать не может. Второе есть всего лишь необходимое дополнение первого (первичного), всецело зависящее от первого и по существу определяемое первым, но отнюдь не замена первого (первичного).
В случае полного исполнения также и майского (2018) Указа Президента РФ суммарный объём ресурсов, которые неотложно требуется мобилизовать и направить на решение за 5-6 лет перечисленных неотложных задач, обеспечивающих перелом долгосрочной тенденции падения качества и уровня жизни населения РФ, составляет, как минимум, 80 трлн. рублей (не менее $1,25 трлн.).
Эти ресурсы взять не у кого, кроме как у олигархов всех мастей и видов (у тех самых 150 тысяч человек, доходы которых за 30 лет выросли почти в 25 раз).
Правительство РФ как генератор и провокатор катастрофы, грозящей РФ.
Однако нынешним составом Правительства РФ, включая в него не только всю вертикаль исполнительной власти, но и всю вертикаль представительной и судебной власти РФ, невозможно ни мобилизовать такие ресурсы, ни осуществить необходимое радикальное изменение всей институциональной среды и делового климата в РФ, во-первых.
И, во-вторых, нынешним составом всего этого Правительства РФ невозможно решить надлежащим образом неотложные задачи перелома долгосрочной тенденции падения качества и уровня жизни населения РФ, по существу уже ставшей устойчивым процессом вымирания «коренных» народов России.
Надо полагать, что прежде всего именно всем этим обусловлена имманентно (внутренне) присущая экономической политике Правительства РФ объективная логика, о которой шла речь в недавней статье автора, опубликованной под названием «Деньги есть, но вы держитесь: как именно власть изымает накопления и доходы граждан».
К чему господствующий над ним и паразитирующий на России общественный организм-паразит этой своей политикой упорно подталкивает или, говоря языком современных экономических теорий и практик,«подпихивает» («экономика подпихивания») население?
В течение истекших после 1991 года лет Правительство РФ последовательно сбрасывает бремя материального содержания граждан в возрасте 50 лет и старше на их детей, сокращает суммарные объёмы бюджетных расходов на социальную поддержку населения, фактически устранилось от обеспечения роста численности рабочих мест и не бумажного, но фактического роста реальных доходов населения.
Мало этого, весь этот период Правительство РФ по факту последовательно сокращало и сокращает объёмы и потенциал экономики РФ, до предела сводя её отраслевую структуру к «трубе» (добывающим и экспортирующим сырьё отраслям) и необходимому набору обслуживающих эту «трубу» отраслей.
Иными словами, фактическими результатами своей многолетней политики Правительство РФ недвусмысленно и однозначно давало и даёт понять населению РФ, что решение всех перечисленных задач не относится к «государству» – к respublica («общее публичное дело»), но есть «частное дело граждан».
Этими результатами своей политики Правительство РФ последовательно и настойчиво убеждает граждан в том, что «государство» не есть их (граждан) государство, но есть лишь «государство», кормящееся за счёт «граждан» и страны. «Государство», кормящееся за счёт страны, в которой пока ещё живут (кто ещё не умер или не «свалил») эти «граждане», но которая им («гражданам») не принадлежит.
Более того, именно Правительство РФ результатами всей своей политики последовательно, упорно и настойчиво «подпихивает» граждан к тому, чтобы они сами инициативой и усилиями снизу наконец-то превратили РФ в действительно «общее публичное дело» (respublica) всех граждан России.
В то же самое время, как резюмирует «Независимая газета» в заключение редакционной статьи от 17.10.2019 «Что делать власти с ростом протестных настроений», «если даже такая формальная процедура, как выборы, демонстративно превращается властью в очевидную фикцию, то это заставляет граждан и оппозицию становиться все более не системными и радикальными» (см. здесь).
Иначе говоря, именно Правительство РФ фактически не оставило взрослым жителям РФ, формально по законодательству РФ считающихся гражданами РФ, никакого иного выхода, кроме такой радикальной смены всего общественного, политического, социального и экономического устройства государства, которая превратит РФ в действительно «общее публичное дело всех граждан» России.
Разумеется, что это не может не предполагать бурного и стремительного развития процесса социальной и политической самоорганизации граждан РФ, роста масштабов вовлечения масс в политическую, вплоть до революционной, борьбу со всем нынешним Правительством РФ, со всем господствующим над Россией общественным классом.
Ещё раз особо подчеркну, ибо в этом суть происходящего, что отнюдь не сами граждане РФ в большинстве своём, и даже не абсолютное большинство существующих ныне общественно-политических объединений и движений граждан РФ стремится к этому. Наоборот, именно Правительство РФ фактическими результатами своей политики не только не оставило абсолютному большинству граждан РФ никакого другого выхода, кроме радикального переустройства всего государства и общества, но и систематически «подпихивает» к этому, провоцирует на это всё большие массы населения.
Одновременно с этим Правительство РФ последовательно, упорно, настойчиво и демонстративно наращивает «правоохранительные силы», в том числе предназначенные для подавления не только «массовых беспорядков», но и всяких и любых публичных проявлений какого бы то ни было «индивидуального протеста» в чём бы он ни выражался и по какому бы поводу ни высказывался.
Мало этого, Правительство РФ всё чаще и чаще последовательнои демонстративно пускает в ход эти «правоохранительные силы», представители которых из ничего изобретают «массовые беспорядки» и «экстремизм» всех мастей.
У наблюдателя за всем этим со стороны не может не сложиться объективно обоснованное мнение, что всё это по факту делается Правительством РФ не иначе, кроме как с целью подвести деятельность своих руководителей, начиная с Президента РФ, под определения геноцида. Геноцида, осуществляемого в отношении «коренных» народов России вообще и русского народа, в особенности, определения которого (геноцида) содержатся в международных конвенциях.
По международному праву, ратифицированному РФ, геноцид есть преступление против человечности, которое не имеют срока давности. Мало этого, согласно международному праву в случае геноцида в отношении большинства населения страны это население вправе свергнуть соответствующее правительство и привлечь его членов к уголовной ответственности, а правительства других государств вправе оказывать помощь населению, подвергающемуся геноциду.
И что, именно всего этого последовательно, упорно, настойчиво и демонстративно добивается Правительство РФ фактическими результатами всей своей политики?