Posted 20 октября 2019, 15:40
Published 20 октября 2019, 15:40
Modified 7 марта, 15:17
Updated 7 марта, 15:17
Юрий Антипов, технический эксперт
Напомним, что речь идет о суперджете-100, сгоревшем в Шереметьево в мае 2019 года. Буквально на днях я отмечал в публикации "НИ", что причиной смерти четырех десятков людей стало нелогичное открытие задней двери, через которую в салон лайнера проник огонь и дым. Экипаж самолета был попросту не готов действовать в условиях пожара, который в свою очередь возник из-за слишком жесткого приземления машины в силу неправильно сконструированных амортизаторов. Однако на этом беды недоделанного российского самолета не закончились.
Дело в том, что привычного штурвала в этой машине нет. Есть его электронный имитатор - джойстик, который в числе прочего ведает рулями высоты при посадке. Его действия записывают черные ящики. И что же они показали в нашем случае?
Смотрим, как реагировали рули высоты (верхний график бордового цвета) на движение джойстиком (нижний график бордового цвета). Вертикальная линии сетки идут через одну секунду. См.фото №1.
А далее рассмотрим внимательно один интервал времени (фрагмент графика) прямо перед посадкой. См. фото №2.
Видим, что на нижнем графике джойстик находился при постоянном угле в отрицательной области, а затем пилот начал его перемещать в область положительных значений градусов (график пошёл вверх). Начало движения джойстика (точка перегиба) обозначено стрелкой. Резонно предположить, что рули высоты в это же точно время (ну может, чуть-чуть с опозданием) должны также начать изменять свой угол уставки. Так должно быть. Но...
Смотрим на верхний график на фото №2. Рули высоты отреагировали и стали изменять свой угол уставки РАНЬШЕ, чем началось движения джойстиком. Получается, что они начали изменять свой угол до того, как им подал команду джойстик управления. Чего в принципе быть не может, и не должно быть на исправном самолёте. Потому что это нонсенс для любого вида техники.
А потому, слова командира воздушного судна на следствии о неадекватности реагирования самолёта на органы управления при этой роковой посадке - это не попытка выдать желаемое за действительное у осуждаемого человека.
Данные с чёрного ящика действительно ОБЪЕКТИВНО подтверждают, что перед касанием самолёта на ВПП пилот боролся с вышедшей из жёсткого повиновения техникой.
На официальном сайте "Аэрофлота" сказано, что июня 2011 года в авиакомпании эксплуатируются российские региональные самолёты Sukhoi Superjet 100. Сейчас их парк насчитывает 49 ВС.В сентябре 2018 Аэрофлот и Объединенная авиастроительная корпорация заключили соглашение на поставку еще 100 самолетов Sukhoi Superjet 100. Соглашение предполагает поставку самолётов в период с 2019 по 2026 гг.
Логично спросить: у всех ли суперджетов аналогичные проблемы? И как быстро их собираются исправлять?