Posted 10 октября 2019, 09:16

Published 10 октября 2019, 09:16

Modified 7 марта, 15:28

Updated 7 марта, 15:28

Сизифов труд сенатора Клишаса: блокировать электронную почту россиян - невозможно

10 октября 2019, 09:16
Андрей Клишас расширяет пакет по ограничению свобод в интернете. На этот раз группа сенаторов выступила с законопроектом о блокировке почтовых сервисов за распространение запрещенной информации. За нарушение требований пользователей хотят лишить права переписки, а владельцев сервиса - наказывать миллионными штрафами.

"Новые Известия" опросили экспертов по информационной безопасности и IT-специалистов о технической стороне готовящегося закона. Выполнимы ли вообще требования законодателей?

На рассмотрение Госдумы поступил законопроект о блокировке пользователей e-mail сервисов и мессенджеров, распространяющих запрещенную в России информации. Об этом во вторник сообщили РИА-Новости со ссылкой на председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса, известного инициативами по регулированию рунета. Соавторами проекта выступают сенаторы Александр Башкин, Людмила Бокова и Александр Карлин. «В целях распространения на электронные почтовые сервисы обязанностей, возлагаемых действующей нормой закона на мессенджеры, новая редакция устанавливает общее для них понятие - "организатор сервиса обмена сообщениями", — заявил Клишас.

Параллельно авторы проекта намереваются внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), предусматривающих ответственность за нарушение закона. Организаторов почтовых сервисов и мессенджеров предлагается штрафовать на сумму до 1 млн рублей за отказ от блокировок пользователей.

Вносимый законопроект также корректирует положения закона, касающиеся права переписки. «На практике целесообразно полностью блокировать пользователя, а не отдельные отправляемые им сообщения», —цитируют Клишаса РИА-Новости. Иными словами, депутаты предлагают лишать пользователей права переписки по электронной почте уже за одно «запретное» сообщение.

Нужду в новом ограничительном законе сенаторы снова объясняют террористической угрозой. Законодательный запрет, по их мнению, поможет "избавиться от телефонных террористов". "Телефонные террористы" постоянно совершенствуют тактику и активно применяют как IP-телефонию и СМС, так и электронную почту, - цитирует Бокову ТАСС.

Как на практике будет работать этот закон, депутаты в деталях не объясняют.

Из судебной практики последних лет известно, что приговоры о той или иной запрещенной информации российские судьи выносят, опираясь на лингвистические заключения приглашенных экспертов.

По поводу компетенций и аффилированности этих экспертов с правоохранительными органами в обществе постоянно идут дискуссии. Тем временем, Минюст каждый день пополняет «Федеральный список экстремистских материалов» со сслылками на решения судов. На конец сентября 2019г.этот перечень расширился почти до 5000 наименований: это 500 с лишним страниц запретных книг, брошюр, писем, стихотворений, печатной продукции, песен, фильмов, видеороликов, названий организаций и т.д.

Выполнение закона представляет большую сложность с технической точки зрения. Меры по выявлению пользователей, распространивших запрещенную информацию через почтовые ящики, не реализуемы на практике, считают специалисты по информационной безопасности. По мнению же сенатора Клишаса, выполнение закона - это всецело проблема органов исполнительной власти.

- В отличие от мессенджеров почтовые сервисы сегодня исчисляются сотнями тысяч штук, и каждый пользователь может создать новый столько раз, сколько он пожелает – на это требуется не больше 15 минут. Требуется многократное увеличение бюджетных ресурсов и рабочей силы, чтобы суметь выполнить требование готовящегося закона, иначе же - это будет всего лишь имитацией следования такому закону, говорит эксперт в области информационной безопасности, бывший представитель Отдела «К» МВД РФ Александр Вураско.

Проблема установления «нарушителей», которых собираются искать сенаторы, упирается и во множество технических факторов. Не представляет никакой проблемы создать одноразовый почтовый сервис и также успешно его ликвидировать после выполнения единичной задачи. Если же сервис создается на зарубежных площадках, даже отследить его существование становится задачей крайне сложной, - добавляет он.

- Блокировка запрещенных сервисов давно стоит на обсуждении у парламентариев во всех странах. Но на сегодняшний день просто не существует таких технологий ни в одной стране, в том числе из-за объема, неподъемного для обработки даже по одному какому-то параметру или маркеру, - говорит Эксперт International Analytical News Agency, IT технолог Максим Плосконов. – Далее, иностранные почтовые сервисы, которым пользуются миллионы россиян. Зарубежные провайдеры даже при наличии запроса с российской стороны вряд ли будут блокировать почтовые ящики иностранных провайдеров, например, таких как Gmail. Таким образом, технических возможностей для исполнения подобных мер на сегодняшний момент нет.

Помимо всего, зачастую просто не имеется технической возможности установить администратора или отправителя электронных сообщений. На практике очень часто для рассылки спама используют взломанные почтовые сервисы различных организаций. Сама почтовая переписка часто бывает зашифрованной, и не существует инструментов для обхода этих фильтров, объясняет Вураско.

Острым углом в готовящемся законе стоит вопрос о тайне переписки. Чтобы найти запрещенную информацию в почте, почту надо сначала вскрыть и прочитать, а это запрещает Конституция России.

Владельцы сервисов не должны иметь доступа к переписке пользователей. Вводя обязанность для юрлиц или для органов исполнительной власти в ежедневном режиме анализировать или отслеживать конфиденциальную информацию из почтовых ящиков у миллионов граждан, законодатели сами грубо нарушают российский закон, говорят эксперты.

Интернет-омбудсмен, член генерального совета «Деловой России» Дмитрий Мариничев тем временем уже выступил с жесткой критикой инициативы сенаторов о блокировке почтовых сервисов.

- Огромное количество скандалов за рубежом возникло за последние годы только из-за того, что компании для предоставления рекламных услуг научились анализировать запросы пользователей, при этом даже не читая почты. Личная переписка и ее контроль – не только более чувствительная тема, но и прямое нарушение конституционных прав россиян, - говорит Дмитрий Мариничев.

Если представить себе реализацию закона не как механизм массовой обработки корреспонденции с сотен тысяч почтовых сервисов, а рассмотрение частных жалоб на конкретных пользователей, тоже получаем большие риски, предостерегают эксперты:

- Не так сложно отправить почту с чужого ящика от третьего лица, и она будет восприниматься как отправленная владельцем, доказать обратное будет нелегко. Широко известны и методики подмены отправителя, а это значит, что в рамках реализации данного закона остается просторное поле для провокаций и, как следствие, привлечение к ответственности невиновных людей.

Скрупулезное расследование же требует колоссальных трудовых и временных затрат и высочайших компетенций. Из-за общения в интернете какой-нибудь пары граждан взваливать такие задачи на существующие госсистемы – всё равно что собственноручно организовать технический коллапс в России. Как технически исполнить такой закон – ответ никак, потому что остановить прогресс невозможно. На мой взгляд, такие инициативы зловредны, и ничего, кроме пустого сотрясания воздуха, в себе не несут, - говорит Дмитрий Мариничев.

На вопрос, будет ли интернет-омбудсмен писать протестные ноты сенаторам, Мариничев отвечает "НИ" в пессимистичных тонах.

- Мы неоднократно слали наши возражения в адрес подобных инициатив, но, как видим, инициативы тех же авторов [пакет Клишаса, НИ] всё-равно принимаются и принимаются довольно быстро. Те, кто принимает эти законы, никак не могут понять, что зло кроется не в технологиях, ведь технологии нейтральны, а в тех, кто генерирует вредоносное наполнение. Бороться с почтовыми сервисами - это все равно, что бороться с атмосферой из-за содержания в ней злосчастного CO2 или злиться на дождевые тучи из-за существования круговорота воды в природе. Всё-таки, видимо, нужно уже заняться образованием некоторых персонажей, и всё встанет на свои места, - говорит эксперт.

В долгосрочной перспективе принятие такого уровня ограничительных законов начинает представлять уже не выдуманную, а вполне реальную угрозу для российского общества, подчеркивают эксперты в области Интернета. Речь о развитии Даркнета, где с настоящим криминалом бороться действительно архисложно.

Переход широкого слоя россиян в просторы скрытых частных сетей повлечет неизбежное столкновение с глобальным мировым преступным сообществом. Высокооплачиваемые предложения от этого бизнеса для многих граждан могут стать большим соблазном. Невидимость этих систем для российской власти – вот реальная катастрофа для страны, которую собственноручно провоцируют свежие инициативы навроде блокировки почтовых сервисов.

Подпишитесь