Александр Голубчиков: "Оценивать эффективность проката авторского кино невозможно"

8 октября 2019, 14:48
Счетная палата РФ предложила изменить принцип господдержки кинематографа: учитывать при распределении бюджетных субсидий создателям фильмов успешность проката их предыдущих картин.

Инициативу Счетной палаты по просьбе «Новых Известий» оценил кинокритик Александр Голубчиков:

«У нас уже существует подобная система распределения средств Фонда кино для лидеров кинопроизводства, список которых постоянно обновляется и корректируется как раз по результатам кассовых и фестивальных успехов фильмов продюсеров.

В их число входят «ВБД Груп» (выпускающая фильмы под брендом «Yellow Black and White»), студия «Арт Пикчерс» Федора Бондарчука, «Кинокомпания СТВ» Сергея Сельянова, продюсерская фирма Игоря Толстунова, «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «ТаББаК» Тимура Бекмамбетова, ТПО «Рок» Алексея Учителя и «Централ партнершип».

С субсидированием фильмов студий, не входящих в число лидеров кинопроизводства, подобные критерии применить сложнее — это, в большинстве своём, компании новые, не имеющие за спиной крупных проектов, по которым можно оценить их эффективность, хотя за этими мелкими компаниями зачастую стоят опытные продюсеры, в том числе и руководившие компаниями, ранее попадавшими в списки лидеров кинопроизводства.

Проблема с определением эффективности студии по результатам сборов в том, что жизненный цикл фильма составляет несколько лет – от начала финансирования фильма до его выходя на экраны может пройти два года, а может и пять, и семь. Скажем, крупнобюджетный анимационный фильм «Баба Яга» студии «Арт Пикчерс», под который в 2013 году Фондом кино были выделены средства на производство, до сих пор не добрался до кинотеатров. Другой анимационный фильм «Сергий Радонежский», под который несколько лет выделялись средства Министерством культуры, так и не вышел на экраны, хотя в качестве критерия эффективности продюсеров рассматривался другой фильм этой студии — «Князь Владимир».

Оценивать эффективность проката экспериментального и авторского кино тем более невозможно — на то оно и экспериментальное, его вотчина — фестивали и ограниченный прокат. Что же до детского кино, то ситуация с ним значительно улучшилась в последние годы. Так, из восьми фильмов, получивших финансирование в 2017 году, три («Сестренка» Александра Галибина, «Домовой» Евгения Бедарева и «Эбигейл» Александра Богуславского) вышли на экраны кинотеатров, а «Робо» Сарика Андреасяна готовится предстать перед юным зрителем в конце октября.»

#Кино #Аналитика #Господдержка кино
Подпишитесь