Posted 7 октября 2019, 13:43
Published 7 октября 2019, 13:43
Modified 7 марта, 15:31
Updated 7 марта, 15:31
Так считает ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени Белозерского Московского государственного университета имени Ломоносова Максим Скулачев.
Нобелевская премия по медицине за 2019 год присуждена Уильяму Келину, Греггу Семенце (оба - США) и Петеру Ратклиффу (Великобритания) за открытие того, как живые клетки реагируют на изменения уровня кислорода в организме, в том числе на кислородное голодание (гипоксию), объявил в понедельник в Стокгольме Нобелевский комитет при Каролинском медицинском институте.
Семенца, в частности, открыл в клетках молекулу HIF-1а, регулирующую синтез эритропоэтина - гормона, стимулирующего выработку эритроцитов (клеток кровеносной системы, переносящих кислород к тканям тела). Эритропоэтин - это один из наиболее известных видов допинга в мировом спорте.
"HIF-1а - это, образно говоря, "офицер-регулятор" высокого уровня, он регулирует многие процессы в клетках. И воздействовать на него нужно во благо, для борьбы с болезнями. Но, к сожалению, потенциально он может быть использован и в спорте высоких достижений. Это неизбежное следствие прогресса", - сказал эксперт РИА Новости.
"Ведь HIF-1a был открыт именно как регулятор синтеза эриторопоэтина. Теоретически можно представить, что на основе HIF-1а можно создать препарат и для здоровых людей, чтобы они могли выдерживать высокие нагрузки - ведь, занимаясь спортом, мы создаем своему организму временную гипоксию, "выедая" кислород за счет нагрузок", - пояснил ученый.
Скулачев предупредил о рисках, связанных с возможной разработкой нового допинга. "В чем тут опасность? Человек может стать чемпионом мира, а через пару лет получить инфаркт или инсульт", - сказал он. "Вмешиваться в такую область очень опасно. Здесь нужно проводить тщательные проверки. И для WADA и РУСАДА работы прибавится", - резюмировал ученый.