Posted 3 октября 2019, 18:54
Published 3 октября 2019, 18:54
Modified 7 марта, 15:35
Updated 7 марта, 15:35
Об этом написал в своем блоге журналист Владимир Поморцев:
«Прямо в эти дни и часы Московский патриархат варварски калечит один из важнейших памятников русского зарубежья. Троицкая церковь на площади Ташмайдан в центре Белграда была самым первым православным храмом, освященным после революции русскими эмигрантами. Значение этого храма для русской культуры и русской истории невозможно оценить. Именно в этом храме похоронен барон Врангель. Именно здесь служил один самых выдающихся деятелей русского зарубежья митрополит Антоний Храповицкий. Именно здесь вместе с русскими эмигрантами молился король Югославии Александр I. Троицкая церковь пережила Вторую мировую, коммунистическую диктатуру Тито и даже бомбардировки Белграда авиацией НАТО, чтобы накануне своего столетнего юбилея пасть жертвой чудовищного невежества «реставраторов» Московского патриархата.
Троицкая церковь на площади Ташмайдан в центре Белграда сегодня является подворьем Русской православной церкви Московского патриархата. Буквально до недавнего времени храм выглядел ровно так, каким его в 1924 году построил архитектор Валерий Сташевский, каким его видел на церемонии освящения 28 декабря 1924 года последний главнокомандующий Русской армией барон Врангель. Сейчас уникальный храм, вопреки здравому смыслу, облицовывается декоративными панелями, которые радикально искажают его внешний облик. Даже, если швы между панелями потом заштукатурят, сильно меняются пропорции памятника. Меняется ширина и высота угловых контрфорсов, меняется толщина стен, вообще непонятно, как будет стыковаться новая облицовка с крышей и дымоходами. В результате уникальный храм почти полностью утратит свой исторический облик.
Между тем Троицкая церковь одновременно является (не хочется говорить, в прошедшем времени являлась, хотя фактически уже являлась) одним из последних памятников архитектуры русского модерна в том его изводе, который вдохновлялся традициями древнерусской архитектуры. Специалисты называют этот стиль неорусским стилем. Памятники неорусского стиля сознательно строились с неровной поверхностью стен, неровными углами, часто — с намеренно искаженными пропорциями. Таким образом архитекторы пытались создать впечатление древности. Каждая деталь памятника неорусского стиля работает на общий образ. Замена оштукатуренных стен на идеально ровную облицовку — равносильно полному уничтожению памятника. Представьте, что будет, если облицевать такими панелями московский храм Марфо-Марииниской обители или Спасскую церковь в Абрамцево.
Будем реалистами, при нынешнем патриархе и при нынешнем режиме в Кремле вряд ли что-то может заставить Московскую патриархию остановить варварскую реконструкцию Троицкой церкви в Белграде и демонтировать уже установленную облицовку. Кажется, придется смириться с утратой уникального памятника. За последние десятилетия жертвами катастрофического невежества Московского патриархата пали сотни храмов по всей России. Достаточно вспомнить изуродованный Софийский собор в Тобольске или ансамбль Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Теперь руки Московского патриархата дотянулись и до одного из важнейших памятников русского зарубежья.
Только максимальная огласка поможет остановить беспредел и спасти от Московского патриархата хотя бы те памятники русской культуры, до которых еще не дотянулись его руки.»
Фото Марии Фадеевой (Прага)