Posted 1 октября 2019, 08:32
Published 1 октября 2019, 08:32
Modified 7 марта, 15:37
Updated 7 марта, 15:37
Самая громкая культурная новость последних дней – это новая песня Бориса Гребенщикова «Вечерний мудозвон», клип по которой снял известный режиссер Иван Вырыпаев. Песня посвящена некоему собирательному образу отечественного пропагандиста, в котором большинство слушателей решительно узнало Владимира Соловьева.
«Он все, что закажут, расскажет и ответит на каждый вопрос.
У народа душа, а за ней ни гроша, но зато мы утерли всем нос.
Он сияет как новый полтинник, с него каплют лосьоны и лак,
И когда гопота распинает Христа, он объяснит, отчего Христос враг».
Вот только несколько отзывов со странички, на которой был выложен клип:
- Как же прекрасно, что несмотря на всю в обтекаемость и максимальную нейтральность формулировок Бориса Борисовича, все здравомыслящие люди безошибочно улавливают, о ком и о чем идет речь. Все-таки интеллигентный человек и подкалывает тоже очень тонко. Вечерним мудозвонам далеко до такого уровня мастерства уничтожения оппонентов.
- Помет уже отреагировал на эту песню, значит песня попала в точку...
- Соловьиный помёт не "вечерний", а "круглосуточный мудозвон"
Популярный блогер Илья Варламов даже провел на своей страничке опрос на тему:
«Вечерний Мудозвон – это...
И оказалось, что:
Соловьёв
717 голосов (52.5%)
Киселёв
99 (7.2%)
Ургант
36 (2.6%)
Собирательный образ тележурналиста
472 (34.6%)
Просто лирический герой
42(3.1%)
***
Публицист Игорь Яковенко, впрочем, посетовал:
«Здорово, конечно, но не оставляет ощущение, что "из пушки по воробью". Дожили: БГ сочиняет и поет песню о Соловьеве...»
А историк Игорь Курляндский все-таки считает, что это собирательный образ:
«Соловьевам-киселевым-михалковым и проч. досталось от мэтра, больно и неожиданно...»
Однако нашлись и такие поклонники творчества Гребенщикова, которым эта песня решительно не понравилась. И вовсе не по политическим мотивам, что было бы логично. Так публицист Игорь Беркин замечает:
«Судя по последней песне Борис Борисовича «Вечерний мудозвон», полагаю, что пора подводить итоги его творчества. Выдающегося творчества, с моей точки зрения (без всякого сарказма), но рано или поздно творческая энергия заканчивается у каждого: писатель исписывается, художник изрисовывается, музыкант изыгрывается.
Для кого-то и «Ласковый май» музыка, а Орлуша — поэзия, но немного грустно, когда неординарная личность показывает признаки приближения к посредственности. Хочется верить, что творчество БГ всё же не остановится на «Вечернем мудозвоне»...»
***
Впрочем великий Пушкин тоже ведь был совсем не чужд такого рода поэзии, его перу принадлежит множество колких и обидных эпиграмм.
Об этом вспомнил в своем блоге политик Евгений Ройзман, отметив, что Соловьев, который, разумеется, принял это на свой счет, «пытался даже обзываться на Гребенщикова, но кто такой Соловьев? Он разве что, если очень поднатужится, сможет Гребенщикову постамент обоссать и не более того».
Ройзман выразил свои «признательность и уважение Борису Борисовичу», а также привел по случаю строфу из пушкинского «Онегина», как нельзя лучше характеризующую этот эпизод:
«Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!..»