О том, как складываются отношения президента Украины и олигарха Игоря Коломойского, которого многие считают «крестным отцом» Зеленского, пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Константин Скоркин.
Совсем недавно экс-глава украинского Национального банка Валерия Гонтарева обвинила Коломойского в том, что он организовал на нее покушение в отместку за то, что еще в 2016 году с ее ведома был национализирован «Приватбанк», принадлежащий опальному тогда олигарху.
История с покушением темная, поскольку и к самой Гонтаревой есть вопросы у украинского правосудия, но и у Коломойского репутация такова, что многие поверили в эту версию, тем более, что операциями «Приватбанка» интересуется ФБР в связи с грандиозной отмывочной схемой, через которую прошли $470 млрд. Это создает большие проблемы Зеленскому, поскольку он ратует прозрачность отношений с крупным бизнесом, тогда как олигархи не спешат отказываться от старых методов решения проблем.
Тем более за время опалы по данным Forbes состояние Коломойского сократилось вдвое (с $2,1 млрд в 2014 году до $1,1 млрд в 2018-м), это ему обидно. Он уже начал успешно оспаривать национализацию «Приватбанка» в украинских судах, а это бросает тень на
Зеленского – многие уверены, что это плата за поддержку на выборах.
Кроме того борьба Зеленского с олигархами носит избирательный характер, бьют в основном по интересам конкурента Коломойского – Рината Ахметова. Правда и новое положение Коломойского заставляет его конкурентов консолидироваться и выпустить меморандум с требованием прозрачных взаимоотношений власти и бизнеса, что означает строительство фундамента для новой оппозиции.
Среди компаний, поддержавших этот «демарш олигархов», оказалась и газодобывающая Burisma, с которой связывают интересы членов семьи бывшего вице-президента США Джо Байдена, а это уже серьезная поддержка на международном уровне.
Оппоненты Зеленского ставят ему в упрек назначение на пост главы своей администрации Андрея Богдана, бывшего адвоката Коломойского, а также связывают с олигархом нового премьер-министра Алексея Гончарука и многих других людей, занявших сейчас руководящие посты во власти и в парламенте. По некоторым данным насчитывается 30–40 людей Коломойского в Верховной раде. Это означает, что мечта о радикальном обновлении правящей элиты, с которой Зеленский пришел к власти, начинает сталкиваться с украинскими реалиями.
Более того, олигарх становится все более токсичным для команды Зеленского и во внешней политике: его не любят и на Западе, и в Москве. Путин как-то назвал его «уникальным проходимцем». Неприемлемая персона он и для главы Белого дома. Адвокат Трампа говорил о Коломойском: «Это не просто обычный человек, а человек с большим влиянием и большими деньгами. Поэтому я и говорю, что он опасен».
Его повсеместная активность плохо вяжется с обещаниями Зеленского жить по-новому, и окончательного выяснения отношений между ними вряд ли получится избежать. При этом время тут не на стороне олигарха. Хотя он вряд ли способен угрожать популярности Зеленского, пока тот идет по пути выполнения предвыборных обещаний, но уже раскритиковал планируемое новой властью открытие рынка земли, предрекая Украине кровавую революцию. Подобные противоречия будут быстро копиться, и в какой-то момент у Зеленского не останется другого выбора, кроме как равноудалить олигархов, невзирая на лица, - резюмирует автор.