Диляра Тасбулатова
Олег Басилашвили, которому исполнилось 85, несомненно, сверх-популярен: на его спектакли в БДТ товстоноговской эпохи публика ломилась, как на концерты рок-звезды, фильмы с его участием стали народными хитами; его актерский диапазон стремится к бесконечности, что бывает очень редко - дар и в самом деле уникальный.
Он еще и везунчик: актерская его судьба сложилась почти сразу, Басилашвили переиграл множество ролей классического репертуара, от Чехова и Толстого до Диккенса, он счастлив в семейной жизни, прожив со второй женой, телережиссером Галиной Мшанской, уже почти полвека (интересно, что с первой, Татьяной Дорониной, он не поладил в том числе и по идеологическим причинам). В конце концов он еще и хорош собой - что опять-таки редкость в наших широтах: как говорил Чехов, что Петербург, мол, не Испания и внешности мужчин у нас не придают большого значения.
Даже не знаю, с кем его можно сравнить из западных актеров, голливудских: красотой он ничем не уступал, скажем, Полу Ньюману – так же, впрочем, как и умом, добротой и благородством. Единственное отличие, быть может, в том, что Басилашвили повезло больше с ролями в театре: каким бы ни было прекрасным кино времени Ньюмана, ни один кинодраматург не может сравняться с Чеховым или Диккенсом, не говоря уже о Толстом. Ну и гонорары, конечно существенно другие, чего уж там. К слову сказать, он блистал и в пьесах американских драматургов: телеверсия «Калифорнийской сюиты», спектакля БДТ по пьесе Нила Саймона, где Басилашвили играет в паре с гениальной Фрейндлих, стала классикой телеспекталей.
Ко всему прочему именно Басилашвили, один из немногих, не боится обнародовать свои оппозиционные взгляды: в общем, личность выдающаяся, практически без недостатков – не замечен ни в звездном хамстве, ни в высокомерии и спеси, ни в лизоблюдстве. Ни в стяжательстве: еле-еле сумел купить себе небольшую «однушку» на окраине Москвы (для сравнения – Ньюман отдал более трехсот миллионов долларов на благотворительность, честно их заработав, конечно же) и помещение в коммуналке, которое когда-то была одной из комнат огромной квартирой его деда. Такой вот жест, дань памяти предков, ибо Басилашвили, как это ни странно в его возрасте, так и не обзавелся спасительным цинизмом. Недаром многие называют его «последним романтиком». Действительно, артист его уровня вполне бы мог стричь купоны, как многие и делают – власть и лицедеи у нас, как нигде в мире, подозрительно близки ко взаимной выгоде.
Родился Олег Валерьянович в Москве, о которой пишет с любовью:
Я москвич - коренной, до мозга костей. Я родился в этом городе и успел застать старую Москву: дворики, переулки, открытые окна и чудо - розовые от зимнего нежного солнца кресты на церквах. Помните у Бунина эту великолепную метафору: «Розовые кресты». Я их видел. Вижу… Та самая «булыжно-колокольная» Москва, описанная в «Докторе Живаго», когда старый весенний лед оставался на мостовой и блестел, «как донышки бутылок от шампанского». Рядом с домом, где мы жили, - храм Троицы Живоначальной, и мама рассказывала, что в этой квартире просыпалась под звон колоколов. Колокола сбросили большевики, и ожила звонница только ныне: колокола вернулись. Во дворе, который с моего детства, кажется, не изменился, огромное количество собак, и ровно за секунду до первого удара колоколов они, усевшись рядком, начинают выть, протяжно так, на одной ноте: У-у-у… А еще из детства помню ощущение неповторимого, щемящего теперь, счастья: мы с мамой идем по городу. Весна, голубое небо и такого же цвета платье на ней - в мелких белых цветочках…С тех пор, наверно, и любимый цвет мой - голубой. Еще помню «военный дом» напротив, где жили только военные. Помню, как в конце 40-х там с каждым днем становилось все меньше горящих окон. Это первое впечатление от репрессий, о которых в семье при детях не говорили.
Убежденный антисталинист (сравните со славословиями в честь диктатора, которые вновь стали популярны и в артистической среде тоже), Басилашвили исповедует демократические ценности:
Однажды, после заседания одного из съездов, на котором я, как и мои коллеги по межрегиональной группе, защищал Гайдара, я был вынужден в буквальном смысле пройти сквозь строй ненависти. Люди с красными флагами плевали мне в лицо, бросали горсти мелких монет. Самое мягкое из звучавшего: «жидовская морда». А вы говорите «народный артист». Кого из толпы это интересует…
Одно время Олег Валерьянович вел на «Культуре» программу «С потолка» - о выдающихся людях, которых знал лично. Название взялось в прямом смысле «с потолка»:
В нашей с Сергеем Юрским гримерке в БДТ был сводчатый потолок. На нем расписывались все наши гости. Это фантастическая коллекция автографов. Можно о каждом из людей, которые их оставляли, что-то яркое рассказать. И в то же время темы я беру «с потолка». А если серьезно, я должен рассказать о встречах с людьми, с личностями, которых подарила мне судьба. Есть ведь ценности, которые не тускнеют от времени и политического строя. Это культура, благодаря которой разрозненные люди становятся народом… Дома, когда проходит относительно большое время после выходя программы, смотрю пленки с записью. Что-то нравится, что-то нет. Но в целом это занятие мне интересно.
Любопытно, что Басилашвили, в отличие от многих актеров, громко декларирующих свою аполитичность (а на самом деле, думаю, маскирующих таким образом трусость), всегда был «на передовой», на острие событий. Подписывал письма за политзаключенных, никогда не уклоняясь от ответственности:
Не интересоваться политикой может только равнодушный или житель вполне благополучной страны. О нашей такого не скажешь, хотя очень хочется, чтобы хоть внуки-правнуки могли так сказать. Я очень хочу, чтобы наша страна наконец развивалась правильно- демократически: я имею в виду и политику, и экономику. Чтобы никто не мог помешать эволюции. Свобода слова, выбора, многопартийная система, свобода выезда, право на получение любой информации - пока мы это имеем, есть надежда. Нам уже есть что терять. И мы уже теряем… Нужно сделать всё чтобы не потеряли. Нельзя топтаться на месте.
Иногда его изречения – хотя актеров не принято считать интеллектуалами – становятся крылатыми – скажем, вот это: «Культура и делает людей народом, нацией». Эти слова, впрочем, приписываются многим, но, как учит нас античная философия, эйдосы, то бишь идеи, так и витают в воздухе: по-видимому, Басилашвили произнес этот афоризм, ни на кого не ссылаясь, от себя.
…Его юбилей стал поистине всенародным: о нем пишут почти все СМИ, по Первому каналу, в субботу, после десятичасового выпуска новостей покажут фильм, посвященный Басилашвили - «Тостуемый пьет до дна». А в 14 часов премьера фильма «Не ждали», где занят Басилашвили.
Сам «тостуемый» празднует свой юбилей в кругу семьи, питая отвращение к чествованиям и казенщине: хотя, наверно, его таки заставят придать этому событию более широкий резонанс, чем хотелось бы ему самому.
И последнее: Басилашвили как-то сказал, что тот, кто считает себя гением, - просто идиот. Всегда, считает он, есть что отшлифовать, то, что до конца не удаётся. Возможно, никому – пусть к совершенству слишком долог, и совершенство недосягаемо. Тем не менее многие специалисты считают, что его диапазон настолько бесконечен, что совершеннее, тоньше «инструмента» сейчас в России просто не существует.
Досье
Родился: 26 сентября 1934 года в Москве.
Образование: в 1956 году окончил Школу-студию МХАТ.
Карьера: с 1959 года — актер Большого драматического театра им. Горького (ныне — им. Г.А. Товстоногова). Снялся более чем в 70 фильмах и сериалах, среди них — «Раба любви», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих», «Служебный роман», «Курьер», «Азазель», «Мастер и Маргарита», «Ликвидация».
Семейное положение: женат во второй раз. Первая супруга — народная артистка СССР Татьяна Доронина. Вторая — телеведущая Галина Мшанская. Дочери — телеведущая Ольга Мшанская и радиоведущая Ксения Басилашвили. Внучка Мариника, внук Тимофей.
Награды: кавалер орденов Дружбы, Почета и «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. Народный артист СССР.