Posted 27 сентября 2019, 12:03
Published 27 сентября 2019, 12:03
Modified 7 марта, 15:40
Updated 7 марта, 15:40
Выступление Греты Тунберг в ООН наряду с громким скандалом подняло немаловажную проблему: этично ли впутывать в политику детей, которые в силу наивности и неопытности сами не умеют разобраться в хитросплетениях всех «за» и «против» различных политических сил?
В этой связи журналисты и блогеры вспоминают похожие случаи участия детей в решении важных проблем.
Так, журналисты «Комсомольской правды» вспомнили других детей, прославившимися своей общественной деятельностью в период «холодной войны» СССР и США: американку Саманту Смит и советскую девочку Екатерину Лычеву, которые призвали, разумеется, не без помощи взрослых политиков, свои и чужие правительства покончить с враждой и не допустить ядерной войны.
Впрочем это сравнение нельзя назвать правомерным, поскольку девочки из 1980-х боролись против войны, то есть это была чистая политика, тогда как Грету волнуют только экологические проблемы.
Социальный психолог Алексей Рощин, к примеру, тоже усомнился в том, что тут можно говорить о какой-то преемственности:
«Достаточно просто сравнить образы. Что Саманта Смит, что наша Катя Лычева — обе были прежде всего чрезвычайно милыми и симпатичными девчонками, вызывавшими умиление у всего мира. Обе были в первую очередь фигурами примиряющими и объединяющими; взрослые смотрели на них, слушали их по-детски наивные речи в духе «мы не хотим войны, мы хотим играть и веселиться» - и даже самые злобные и заскорузлые «ястребы» с обеих сторон как-то оттаивали и добрели душой, думая - «а и вправду — зачем враждовать?»
(...)
Совсем не то — нынешняя Грета. Тут у нас фигура не умиляющая и не примиряющая, отнюдь! Грета обвиняет и уличает, она провоцирует во взрослых чувство вина, стыда и даже страха. Лычева и Саманта Смит — несколько приторно, но искренне — были чем-то вроде ангелов для ощетинившегося ракетами мира, несли в себе однозначно позитивный заряд. А вот Грета, если и ангел — то ангел карающий, ангел непримиримый. А скорее она похожа, конечно, на чертовку. Так что нет, никакой преемственности у Греты с ангелочками Самантой и Катей не прослеживается вовсе. (...) Этот ребенок реальный монстр, с абсолютно взрослой злобой и нетерпимостью, с неимоверными амбициями и страстью заставить весь мир плясать под свою дудку...»
Впрочем, и такое поведение ребенка вовсе не новость. К примеру, 27 лет назад уже появлялась на международном горизонте своя «Грета Тунберг» - в 1992 году по всему миру прогремела 12-летняя канадка Северн Сузуки. Она тогда боролась с озоновыми дырами. И тоже, как Грета, выступала в ООН.
Блог «Толкователь» приводит фрагмент из её выступления:
«Я сражаюсь за своё будущее! Потерять своё будущее – это не то же самое, что проиграть выборы или потерять несколько пунктов на фондовой бирже. Я пришла сюда для того, чтобы говорить от имени всех будущих поколений. Я боюсь гулять в солнечный день из-за дыр в озоновом слое. Я боюсь дышать этим воздухом потому, что не знаю, что за химические реагенты теперь в нём находятся.
Всё это происходит у нас на глазах, а мы продолжаем вести себя так, будто времени у нас навалом и все решения уже имеются. Я всего лишь ребёнок, и у меня всех этих решений нет, но я хочу, чтобы вы осознали, что нет их и у вас!
Вы не знаете, как заделать дыры в озоновом слое.
Вы не знаете, как вернуть сёмгу в мёртвый ручей.
Вы не знаете, как воскресить уже вымерших животных.
И вы не можете вернуть леса, что когда-то росли там, где теперь пустыня.
Если вы не знаете, как всё это исправить, прошу вас, перестаньте разрушать это!»
Её тогда называли «Девочка, заставившая мир замолчать».
Начало 1990-х – это как раз время страха, что озоновые дыры скоро погубят Землю. Потом уже выяснилось, что эта истерия была нужна, чтобы американская компания «Дюпон» обогатилась на холодильном оборудовании и компонентах, не содержащих фреон. Сегодня озоновые дыры затянулись сами собой, и этой темы больше нет в повестке.
А у Северн Сузуки благополучная жизнь. Она заработала в 13-16 лет около $2 млн. на выпуске книг и документальных сериалов. Закончила Йельский университет, работает в нескольких экологических проектах при ООН. Замужество, двое детей.
В её блоге можно прочитать, что она, уже 40-летняя женщина, включилась сейчас в поддержку Греты Тунберг и в борьбу против изменения климата...»
То есть, детей все таки используют, к такому выводу склоняются журналисты и блогеры. Однако это не вполне так. И даже совсем не так. С таким же успехом говорить, что его «используют грязные политики» можно о любом человеке, а не только о ребенке. Достаточно просто поглядеть как проходят обычные выборы в России. Дети вовсе не так наивны, как считают взрослые, они гораздо более чутки к фальши, чем взрослые и их сложнее провести. Не будем вдаваться в подробности случая с Гретой Тунберг – там и так много копий сломано, а обратимся к самому свежему примеру из отечественной жизни.
13-летний московский школьник Саша Лавут наряду со взрослыми активистами стоял в пикете у Администрации президента РФ с требованием отпустить всех фигурантов «Московского дела», выкладывая свои фотографии в Инстаграм. И совсем не для отчета перед штабом Навального, как поспешат сказать противники участия детей в политике. В своем интервью изданию «The Village» Саша рассказал, что современным подросткам Алексей Навальный скорее не нравится:
«Меня беспокоит Навальный, мне кажется, он совершенно не трушный (от английского trye – правда, прим.ред) чувак. Но когда человек на протяжении семи лет встаёт впереди оппозиции и выходит на митинги плюс регулярно разоблачает чиновников, очень странно, что он ещё существует. Я не верю, что человек с такой репутацией может спокойно подлететь на дроне и снять дачу Медведева». Сказал Саша и о том, что никакие взрослые его в политику не тянут, а в пикет он встал, почувствовав несправедливость:
«Мне не нравится, что сначала люди вышли к администрации президента с плакатами только за Павла Устинова. У него судьба такая же, как у всех, но почему-то один он заинтересовал поп-звёзд и медийных личностей, которые вдруг стали горой за него. (...) Политиком быть не хочу, потому что власть уничтожает человека», – признается Саша.
Правда, как замечает по этому поводу аналитик Андрей Нальгин, «сбрасывать со счетов влияние семьи и школы – методологически неверно. Саша Лавут – не простой московский школьник. Его прапрадед, известный по стихам Владимира Маяковского тихий еврей Павел Ильич Лавут, организовывал пропаганду либеральных ценностей в Лектории при МГУ. Его прадед сидел при Брежневе и при Горбачеве, снискав себе широкую известность как правозащитник и диссидент. Его родители были активными участниками белоленточного движения 2011-2012 гг. А его школьные учителя сами не прочь фрондировать, пусть и в рамках. Так могло ли от подобной «яблоньки» упасть какое-то другое «яблочко»?»
Как бы там ни было, совершенно очевидно, что участие детей в политике придает этой сфере совершенно новый ракурс, часто помогая решить ту или иную, ранее казавшуюся безнадежной проблему.