Posted 23 сентября 2019, 19:08
Published 23 сентября 2019, 19:08
Modified 7 марта, 15:43
Updated 7 марта, 15:43
Иван Петровский
Кто затеял «отопительную смуту»
Мёрзнущих людей понять можно: ночью температура опускается ниже нуля, а температура в доме недотягивает до комфортной – приходится утепляться. А раз в подавляющем большинстве многоквартирных домов действует центральное отопление, то и претензии справедливо высказываются коммунальщикам и местным властям. И таких много: социальные сети пестрят гневными постами, нашла тема и отклик в телеграм-каналах. Вот, например, опрос канала «РАЙ и МКАД» показывает, что только 13% людей удовлетворены температурой воздуха в доме.
Чиновники, депутаты, руководители различного уровня тут же ринулись ситуацию исправлять. Поручения, наказы и обещания следить за ситуацией сыплются, как из рога изобилия. В общем, все старательно делают вид, что солнце встаёт и заходит только по их указу.
Подключились к этому чиновничьему флешмобу «Дай людям тепло» все, кому не лень: мэр Новосибирска Анатолий Локоть, замглавы пензенской администрации Юрий Ильин, губернатор Мурманской Области Андрей Чибис, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, министр жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края Евгений Батуев, мэр Воронежа Вадим Кстенин, зам. Главы Самары Владимир Василенко…
И только рядовые сотрудники котельных и прочих ТЭЦ работают в обычном режиме. Для них все эти речи чиновников имеют ценность, близкую к нулю. Не потому, что они бунтари и никого не слушают, а потому что работают согласно стандартам, которые едины для всей страны. Отопление включается тогда, когда среднесуточная температура стабильно держится меньше +8 градусов на протяжении 5 дней. Некоторые исключения с более ранней подачей тепла могут быть сделаны разве что для объектов социальной инфраструктуры.
Матчасть: почему потуги чиновников «дать тепло» бессмысленны
Такой подход взялся не с потолка: включать отопление при каждом скачке температуры, чтобы потом опять отключить, невозможно. Сети просто могут не выдержать частых перепадов температуры. А дальше всем известные события: прорывы, подтопленные улицы и холодные дома именно тогда, когда это неприемлемо. К тому же, люди живут в совершенно разных домах: кто-то в современном доме с хорошей теплоизоляцией стен и энергоэффективными окнами, а у кого-то сквозит из всех щелей. Если дом тёплый, то такие кратковременные заморозки его жителям не страшны. Об этом власти задумались давно: ещё в 1996 году был принят федеральный закон «О энергосбережении». А с 2016 года домам присваивают классы энергоэффективности. Однако действительно «сберегающие» дома (домам класса A требуется на 45% - 50% меньше энергии, чем домам класса G) остаются экзотикой. И даже цена дома не даст гарантию сбережения тепла: в конце прошлого года в Москве только 26,6% новостроек бизнес-класса соответствовали классу А, и ни одна не дотянула до класса А++.
В таких условиях все довольными быть не могут в принципе: кто-то будет сетовать на то, что в доме жарко и он переплачивает за ненужное тепло, а кто-то будет жаловаться на холод.
Чиновники могли бы, как минимум популярно объяснить людям, почему необходимо немного потерпеть в свитере или под обогревателем, но им куда важнее дешёвый пиар на насущных потребностях людей. Сейчас же народ не может даже проверить, какая средняя температура была в последние 5 дней. Можно, конечно, не спать, и каждый час делать отметки тарированным термометром в отдалении от дома, из которого тепло утекает, как из решета. Но этот вариант доступен далеко не всем. Найти же эту информацию в открытом доступе – тот ещё квест. Даже Росгидромет предоставляет только данные о средней температуре за прошедшие годы.
Неведение, естественно, всегда порождает массу вопросов.
Как надо топить, чтобы не мерзли?
Что-то не слышно, чтобы в развитых европейских странах люди в отчаянии обращались к местным властям, умоляя дать тепло. Дело в том, что российский вариант коммунальных сетей с центральным отоплением от крупных теплогенерирующих компаний в Европе является большой экзотикой. В Германии 70% многоквартирных домов имеют центральное отопление, только вот каждый такой дом имеет собственный котёл где-нибудь в подвале. Оставшиеся 30% приходятся на поэтажное отопление, отопление крупными котельными и индивидуальное отопление. Топливом для 47,8% домов является газ, кто-то сжигает масло или древесные гранулы. В общем, каждый дом решает сам, когда и как сильно надо топить.
Для России самостоятельное отопление каждого дома – это утопия. Подавляющее большинство домов в стране просто не рассчитаны на установку какого-то дополнительного оборудования. И люди, привыкшие оплачивать счета по установленным тарифам, не согласятся нести полную материальную ответственность за поставленные энергоресурсы – слишком дорого.
А вот вести работу по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, проводить утепление жилого фонда – это возможно, было бы желание и средства. Судя по международным резервам, которые уже превысили весь госдолг России, и рекордным объёмам Фонда национального благосостояния, деньги есть. Дело за желанием. А его пока хватило на то, чтобы расселить людей, чьи дома были признаны аварийными только до 2012 года. Остальные в бесконечной очереди.
Но строить качественные и современные дома в достаточном количестве взамен разваливающихся бараков, реализовывать программы повышения энергоэффективности домов – это не так интересно, не так быстро, и не так «выгодно» с точки зрения пиара и популизма, чем раздать на камеры громкие указания, после которых тут же «встанет солнце».