Posted 21 сентября 2019, 13:30
Published 21 сентября 2019, 13:30
Modified 7 марта, 15:45
Updated 7 марта, 15:45
Оказалось, что и западная, и восточная молодежь больше всего ценит в спутнике жизни доброту.
Ирина Зиганшина
Несмотря на повсеместную жестокости и акты насилия, которые в XXI веке стали обыденностью – а может, как раз в противовес этому – больше всего мы ценим в людях доброту. И именно ее желаем видеть в человеке, с которым собираемся жить. Таковы результаты кросскультурного исследования, проведенного психологами из Университета Суонси (Уэльс).
Ученые попросили более 2700 студентов колледжа со всего мира построить образ идеального партнера на всю жизнь. Среди участников были студенты как из стран с традиционно восточным укладом, например Сингапура, Малайзии и Гонконга, так и из условно западных: Великобритании, Норвегии и Австралии. Каждый участник получил «бюджет» из определенной суммы «денег», на которые он должен был «приобрести» черты личности, которые кажутся ему самыми важными в партнере.
Молодые люди могли выбирать из восьми характеристик: физическая привлекательность, хорошие финансовые перспективы, доброта, юмор, целомудрие, религиозность, желание иметь детей и творческое начало.
Несмотря на некоторые различия, в выборе студентов с Востока и Запада обнаружилось много сходства. Так, все они потратили 22-26% своего «бюджета» на доброту. Также ценились физическая привлекательность и хорошие финансовые перспективы. Творческое начало и целомудрие оказались наименее важными и получили менее 10%.
Авторы работы говорят, что, изучая предпочтения разных культурных групп в том, что касается образа партнера, они получили подтверждение идеи о том, что некоторые поведенческие схемы являются универсалиями для всех людей и развиваются вопреки культуре, а не из-за нее.
\Несмотря на сходство в главном, различия тоже были. Так, для студентов, принадлежащих западной культуре, четвертой по важности характеристикой партнера было чувство юмора. У студентов из восточных стран больше ценилась религиозность. Исследовательская группа также обнаружила некоторые гендерные различия: как восточные, так и западные мужчины были готовы платить больше, чем женщины, за физическую привлекательность (22% и 16% соответственно), в то время как женщины ценили хорошие финансовые перспективы (18% против 12% у мужчин).
И то и другое соответствует представлениям эволюционной психологии о том, что и сейчас для человека главное – продолжить род, поэтому мужчины ищут в партнершах молодости, закономерное следствие которой – физическая красота, а женщины в партнерах – финансовой стабильности, которая поможет вырастить детей.
Обнаружилось также, что для западных женщин высокоприоритетная черта - желание партнера иметь детей. Как считают ученые, это может иметь отношение к планированию семьи. В культурах, где распространена контрацепция, желание партнера иметь детей означает готовность создать семью. Напротив, в культурах, где использование контрацепции не столь распространено, рождение детей - естественное следствие секса в отношениях, так что вопрос о детях здесь не столь актуален.