Posted 19 сентября 2019, 13:13

Published 19 сентября 2019, 13:13

Modified 7 марта, 15:47

Updated 7 марта, 15:47

Никита Кричевский: «После отмены крепостного права ситуация с долгами была хуже»

19 сентября 2019, 13:13
ЦБ обеспокоен долговой нагрузкой россиян, прежде всего, по необеспеченным кредитам. Вместе с тем растут доходы госкорпораций, госбюджет заявляется как профицитный. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает, что ситуация в потребительском кредитовании приобретает черты социальной проблемы.

Никита Кричевский, профессор, доктор экономических наук, обсудил с «Новыми Известиями» данный дискурс.

- Не надо мешать одно с другим – профицитный бюджет, рост доходов корпораций и закредитованность населения. Это – «мешать мух с котлетами». Или с супом предлагать десерт, предварительно их перемешав. Эти вещи никак не связаны.

- Чем чревата высокая закредитованность населения и падение доходов?

- Я не считаю, что закредитованность высокая. Вы считаете, вместе с министром Орешкиным – ну и на здоровье. Я не очень понимаю, с чем сравнивают сегодняшнюю закредитованность и почему считают, что она высокая. Да, у отдельных семей выплаты составляют до 70% от дохода. Да, ситуация могла быть лучше. Что касается закредитованности, то она была всегда, за исключением, возможно, советского периода. И то там были кредиты на покупку машин, холодильников, квартир в ЖСК. Это – абсолютно нормально. Кредит физическим лицам присутствует всегда. Когда-то больше, когда-то меньше. В царской России выкупные платежи съедали львиную долю доходов крестьян после отмены крепостного права. Ситуация тогда была несравненно хуже.

Я не понимаю, почему сегодня говорят о высоких платежах. Средняя величина задолженности по данным ЦБ, а других данных у нас нет, 10,4% от дохода. У кого-то – 70%, у кого-то – 0%. Например, у меня есть ипотека и я должен банку, а у моей мамы никаких кредитов нет. Как нас можно сравнивать? Орешкин считает, что можно сравнивать, а я так не считаю. Люди берут кредит на какие-то определённые цели. Это – абсолютно нормально. Когда они берут, то понимают, что эти кредиты нужно будет отдавать. Если они это понимают, тогда они соизмеряют свои доходы и свои расходы, понимая, что они смогут вернуть. 70% - значит 70%. Хотя для меня это новость и Орешкину я в этом не верю. Бывает, что у людей много кредитов – два, три, четыре. Но существует перекредитация. Чем перекредитовка отличается от рефинансирования? Ничем. Например, у меня кредит на ипотеку под высокую ставку. Сейчас происходит снижение ставки. Появляется возможность рефинансирования. Я по какой статье буду проходить? У Орешкина я буду проходить как человек, который взял два кредита!

Подпишитесь