Posted 19 сентября 2019, 11:14
Published 19 сентября 2019, 11:14
Modified 7 марта, 15:47
Updated 7 марта, 15:47
Ксения Сахарнова
В московском "Мемориале" прошла презентация третьего тома книги «Убиты в Калинине, захоронены в Медном». Презентация приурочена к печальной дате: 80-летию начала так называемого «Польского похода», когда Красная армия вторглась в восточные области Польши по секретному договору с нацистской Германией.
Итогом этих преступных действий стал расстрел 21857 польских военнопленных, вошедший в истории как «Катынский расстрел» («zbrodnia katyńska”), хотя расстрелы осуществлялись не только в селе Катынь Смоленской области, но и в Медном Тверской (тогда Калининской) области.
Международный Мемориал в сотрудничестве с польскими коллегами из музея мемориального комплекса в Катыни проделал гигантскую работу, чтобы коллективная жертва была персонифицирована, чтобы за сухими цифрами мы увидели каждую жертву, с именем и фамилией.
В двух томах книги памяти собраны биографии всех польских военнопленных, захороненных в Медном (большая часть с фотографиями), а в третьем собрано все, что известно о преступлении в этих местах - протоколы допроса бывшего начальника УНКВД по Калининской области Токарева, материалы эксгумации 1991 года, тексты постановлений правительства РФ о создании мемориальных комплексов в Катыни и Медном. И много другого. Каждый том, повествующий об этой страшной трагедии, поистине бесценен. Каждая книга весит 6 с лишним кг (!!!), то есть это наиболее полное исследование трагедии польских офицеров.
Вчера в Мемориале на презентации книг говорили многие замечательные люди, слова каждого хотелось законспектировать, но, пожалуй, самым пронзительным стало выступление человека, скромного и не избалованного публикой - Александра Третецкого, руководителя следственной группы Военной прокуратуры по Катынскому делу в 1990-1993 годах, кавалера «Командорского креста за заслуги перед Польшей».
Это под его руководством происходила эксгумация вблизи Медного в августе 1991 года. Александр Владимирович говорил обрывисто, волновался, но то, что он сказал, как будто перенесло нас в август 1991, только не на баррикады, а в места, где совершилось одно из самых страшных преступлений ХХ века. Обрывки газеты «Правда», кольца, пули в черепах и синяя земля в цвет мундиров сотрудников польской полиции – вот что предстало их взору…
В начале 90-х Россия официально признала Катынское преступление и принесла извинения Польше. Но сегодня российская власть не даёт хода процессу по реабилитации всех жертв по отдельности. Это нелёгкое дело взял на себя Мемориал, назвав имена, показав фото и биографии погибших.
Огромная благодарность и низкий поклон Обществу «Мемориал», польским коллегам, всем причастным и, конечно, тем сотням простых граждан, на чьи деньги путём краудфандинга были изданы эти книги.
Хорошо, что эти книги увидели свет в России. Теперь осталось перевести их на польский и издать в Польше.