Posted 17 сентября 2019, 12:52

Published 17 сентября 2019, 12:52

Modified 7 марта, 15:49

Updated 7 марта, 15:49

Судьям не пахнет. Возобновился процесс о мусоросжигательном заводе

17 сентября 2019, 12:52
В Замоскворецком районном суде повторно начали рассматривать иск жителей столицы и области о закрытии мусоросжигательного завода МСЗ-4.С утра перед входом начали собираться жители из нескольких районов Москвы и области: Новокосино, Некрасовки, Кожухово, Перово, Люберец, Балашихи.

Софья Русова

Они рассказали, что много лет страдают от загрязнения воздуха, стали гораздо чаще болеть и одним из основных факторов дестабилизации экологической обстановки на юго-востоке Москвы считают деятельность мусоросжигательного завода и поэтому требуют его полного закрытия.

Напомним, в марте 2018 года адвокат Евгений Ступин, представляющий интересы жителей от лица организации по защите прав потребителей и окружающей среды «Принципъ» и сам проживающий в нескольких метрах от завода обратился в Замоскворецкий районный суд Москвы с требованием о прекращении деятельности комплекса по обезвреживанию и переработке твердых бытовых и биологических отходов «Руднево» (официальное название МСЗ- 4). С 2018 года имущественный комплекс взяла в аренду компания ООО «Хартия», совладельцем которой является бизнесмен Игорь Чайка.

До этого его эксплуатировал государственный «Экотехпром». В ходе первых двух судебных заседаний адвокат истребовал у ГУП «Экотехпром» интереснейший документ – приложение к договору краткосрочной аренды земельного участка, согласно которому территорию (более 9 га), на которой расположен завод, правительство Москвы сдавало в аренду “Экотехпрому”, выступающему ответчиком в суде, за 1863 рубля 35 копеек в год.

То есть, практически даром. За счет этого экономически неэффективное мусоросжигание превратилось в прибыльный бизнес.

Сейчас Игорь Чайка расширяет свой мусорный бизнес и создает новые компании. В начале сентября стало известно, что сбором опасных отходов, включая радиоактивные, займется «Промышленный экологический оператор». Это компания стала совместным бизнесом с братом президента Молдовы Александром Додоном.

По судебному кругу

После нескольких заседаний судья вынесла решение о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что общественная экологическая организация, якобы, не имеет права подавать иск о прекращении деятельности завода. Потом последовала череда апелляций и кассаций на это решение. Дело дошло до Верховного суда, который постановил отменить решения Замоскворецкого районного суда и отправить дело на новое рассмотрение. «Новые Известия» подробно писали о судебных тяжбах за закрытие завода и экологических последствиях от его производственной деятельности.

И вот уже в «новом сезоне» судебного процесса больше шестидесяти человек толпились в узких коридорах суда в надежде попасть в зал судебных заседаний. Но вместо назначенных десяти утра заседание началось с большим опозданием в половине третьего: в зал пустили далеко не всех. Ссылаясь на отсутствие мест в зале, вторую половину слушателей судья Елена Перепечина оставила в коридоре.

Запахи в ночи

Жители, обустроившись под дверью зала заседаний в ожидании процесса успели поспорить о вреде и пользе уборки листьев, бордюрно-плиточном благоустройстве, выборах в Мосгордуму и мировой закулисе. Однако все были едины в одном- экологические вопросы стали первостепенными и их решение откладывать невозможно.

Юлия Севастьянова, активно участвующая в жизни района, рассказала, почему она ходит на суды по закрытию завода: «Я активно слежу за процессом борьбы против МСЗ-4 так как я живу в Люберцах и ощущаю практически каждую ночь ужасные запахи у нас в районе. Меня беспокоит, что по нашему району повысилась заболеваемость раком в четыре раза. Выбросы ощущаются по ночам, иногда невозможно спать, я прямо просыпаюсь ночью от этого ужасного запаха. Запах за последнее время усилился».

Жительница Армиля Григорян из Некрасовки астматик и тоже недовольна, качеством жизни: «Я каждую ночь просыпаюсь от удушья. Как астматик принимаю иногда гормоны, но мне приходится увеличивать дозы, чтобы я могла дышать как нормальный человек. Я представляю, сколько астматиков страдают в этом районе! И я это связываю с деятельностью завода. Мы недавно купили там квартиру и не знали, что такие проблемы бывают».

Елена Николаевна Минникова десять лет живет рядом с заводом: «Я живу в Косино-Ухтомском районе, дочь живет в Новокосино. Мой дом смотрит и на мусоросжигательный завод и на Кучинский полигон ТБО. Каждый день мы испытываем ужасные запахи. Ночью это особенно остро ощущается. У нас в доме много людей с онкологией. За десять лет, сколько мы тут живем ,мы со многими познакомились. Десять лет назад это были жизнерадостные люди, а сейчас не все выходят из дома. Мы считаем, что это связано с неблагоприятной экологической обстановкой. Поменять сейчас жилье это дорого и неудобно. Мы хотим жить в этом районе, но не с такой экологией».

К сожалению, пока власти Москвы не хотят прислушиваться ни к мнению жителей, ни к мнению профессионального сообщества. Алексей Яблоков, эксперт Российского отделения Гринпис считает, что при нормальном состоянии экологической ситуации воздух не должен иметь какой-то запах:

«Мы системно работали над проблемой загрязнения воздуха на Востоке Москвы и прилегающих территориях и давали рекомендации органам власти, что с этой проблемой можно сделать. С МСЗ- 4 давно была проблема и всем про нее было известно. Воздух не должен чем-то пахнуть. Запах в воздухе свидетельствует о превышении концентрации загрязняющих веществ, по которым для всех существуют нормативы. Запахи ночью связаны с тем, что ночью создаются такие погодные условия, которые способствуют накоплению загрязняющих веществ, концентрация их повышается. А контролирующие органы проверяют работу предприятий в рабочие часы, а не ночью. Вблизи МСЗ- 4 есть пункты автоматического контроля загрязнения атмосферного воздуха, по которым видно превышение гигиенических норм. В этом районе города расположен не один источник загрязнения воздуха в виде МСЗ- 4, но есть еще и НПЗ, есть Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения, свалка Кучино - все эти объекты являются потенциальными источниками запаха. Чтобы установить, что является источником запаха необходима более эффективная надзорная деятельность, постоянный контроль на территории предприятий и публикация данных, но к сожалению, сейчас этого нет».

“Хартия” ответит в суде

Адвокат и теперь уже новоизбранный депутат Мосгордумы Евгений Ступин выступил в суде с ходатайством о привлечении в процесс в качестве соответчиков ООО «Хартия», которая арендует имущественный комплекс, и Департамент городского имущества Москвы. Судья Перепечина после долгого совещания вынесла решение привлечь Департамент городского имущества в качестве третьего лица , а ООО «Хартия» как соответчика по делу.

«За полтора года, сколько рассматривается иск, уже сменился управленец завода. Судья ходатайство о привлечении ООО «Хартия» удовлетворила в полном объеме. Все основные документы мы будем истребовать с «Хартии»: техническую документацию по замене фильтров, по выбросам, по мониторингу этих выбросов. Для нас ключевым фактором является, что в этом процессе будет участвовать «Хартия», -прокомментировал адвокат Ступин решение суда.

В завершении заседания судья Перепечина неожиданно объявила, что следующее заседание будет рассматривать судья Мария Патык. Та самая судья, которая уже рассматривала дело в 2018 году и решение которой которое было отменено Верховным судом. Получается, что рассматривать дело будет судья, которая уже выразило свою позицию и ей снова предлагается разрешить вопрос по существу.

Следующее заседание пройдет 27 сентября в 11:00.

Подпишитесь