Posted 17 сентября 2019, 07:04
Published 17 сентября 2019, 07:04
Modified 7 марта, 15:49
Updated 7 марта, 15:49
Ну и вишенка на торте: на сегодняшний день в очереди на срочные хирургические операции, по данным областного департамента здравоохранения стоит более тысячи человек. Из трех сосудистых специалистов на свободе остался один.
Людмила Бутузова
«Уважаемые коллеги, пациенты, все кто неравнодушен! – взывают в интернете светила российского общества флебологов. - В четверг 12 сентября 2019 года в Нижегородской области арестованы наши коллеги, сердечно-сосудистые хирурги Кудыкин Максим Николаевич и Васягин Андрей Николаевич. Оба они преданные своей работе, спасшие сотни жизней врачи. Им предъявлены обвинения в части 3 статьи 159 части 2 УК РФ «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». В 2015 году, спасая конечность пациента, они предложили ему приобрести стент у компании-поставщика этого расходного материала. К сожалению, больница на тот момент стентами для периферийных артерий не располагала. Конечность была спасена, а пациент написал жалобу в соответствующие инстанции, и вот сейчас, спустя почти 4 года врачей внезапно задержали. Менее чем через сутки от момента задержания, 13 сентября суд вынес постановление об аресте наших коллег на 2 месяца. Не располагая материалами следствия, и не разбирая дело по существу, хотим спросить только: какую общественную опасность представляют эти люди? Не посади их в тюрьму, в чем будет их угроза обществу? Кудыкин Максим Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, воспитывает троих несовершеннолетних детей. Васягин Андрей Николаевич - двоих. Неужели нельзя изменить меру пресечения? Не убегут профессор Кудыкин М.Н. и доктор Васягин А.Н. ни от своих малолетних детей, ни от следствия. Мы берем на поруки своих товарищей и призываем выступить в их защиту. Врачи должны заниматься больными, а не сидеть в тюрьме с уголовниками и наркоманами».
Менее чем за сутки петиция собрала 3000 подписей. Половина – от пациентов, которым надо срочно спасать свои конечности. Операции назначены. И где теперь их делать? – В СИЗО? Под контролем надзирателей? Многие согласны и на это, лишь бы сохранить ноги…
Пара слов для ясности: Максим Кудыкин - главврач Балахнинской ЦРБ, Андрей Васягин – хирург больницы г. Дзержинска. В злополучном 2016 году они вместе работали в дзержинской больнице скорой помощи, где и повстречали пациента Константина Шилкина, нуждавшегося в срочной медицинской помощи. Профессионалам было ясно: если не провести операцию по установке стента в склерозированную артерию, мужчина потеряет ногу.
Сейчас, спустя четыре года, следствие утверждает: стент хирурги обязаны были установить бесплатно, такое оборудование якобы входит в программу обязательного медицинскго страхования и оплачивается государством. В том заботливом государстве, в котором живут и не болеют правоохранительные органы, наверное так и происходит. Но дело было в параллельной реальности, в районой больнице скорой помощи, куда стенты поставляются в последнюю очередь, если вообще поставляются, и «кандидаты на ампутацию» до них иногда просто не доживают. Больной Шилкин понимал это не хуже хирургов, поэтому ухватился за спасительную возможность купить оборудование у поставщиков за собственные деньги. Причем, добровольно, - это подтвердил изданию “Ъ-Приволжье” сам потерпевший. По словам Шилкина, наличных денег врачи не брали: «Андрей Васягин со своего компьютера распечатывал “платежку”, куда надо деньги переводить. Средства уходили на счета компании “Антей”».
В этот «Антей» правоохранительные органы сейчас вцепились как в посредника для тайных операций по перекачке денег пациентов к врачам. На сайте Нижегородского райсуда, например, содержится информация, что эта компания специализируется на торговле автотранспортом, медицинское оборудование не производит и не поставляет. Но когда она доставила спасительный стент Шилкину за его 182 тысячи рублей и мужчине спасли ногу, вопросов это не вызывало. Просто для сведения, если это кому-то интересно, высококачественный импортный стент и срочная операция по его установке в медицинском госучреждении Москвы обходится в 350-500 000 рублей, в Германии – от 4000 евро. Знаем не понаслышке, сами плавали, с десяток друзей товарищей прошли тот же путь. К стенту должны прилагаться еще умелые ручки сосудистых хирургов. С этим напряг даже в столице, а найти такие ручки в провинции – считай, что родился второй раз. С Шилкиным, похоже, отлично поработали и с операционного стола он ушел на своих ногах.
Что произошло с человеком дальше, устанавливает следствие. Но в июне 2019 года на всевозможных интернет-ресусах еще недавно счастливый пациент опубликовал призывы привлечь лечивших его врачей к ответственности. « Кудыкин и Васягин занесли мне при операции инфекцию и в итоге мне ампутировали ногу. Естественно все экспертизы на их стороне, чуток не я сам виноват в содеянном, - пишет предполагаемый потерпевший (орфография и пунктуация сохранены). - Началось следствие возбуждения по мошенничеству Кудыкина и Васягина, а теперь и следствие тоже тормозят. По всей видимости и их купили. Следователь Тихонова мне говорила, что у неё бомба в доказательствах и фото из компьютера Васягина и черная бухгалтерия этих мошенников, а теперь говорит, что ничего не может накопать на этих деятелей. У нас в России везде так, у кого больше денег и власти тот и прав. На фото врачи которые обманным путем вымогают деньги якобы за выздоровление, а на самом деле бросают операции на пол пути и говорят, просто не получилось».
Фото, о которых пишет автор, были приложены к сообщению. На них врачи позируют с денежными купюрами. Неизвестно, относятся ли эти снимки к делу или нет. Однако спустя два месяца после публикации призывов и снимков, врачей арестовали, и. в Нижнем закрутилось дело «оборотней в белых халатах». По версии следствия, с 2016 года медики убеждали пациентов приобретать на личные деньги различное оборудование и оплачивать проведение необходимых им операций, которые в действительности финансировались за счет средств Фонда ОМС. Чтобы получить деньги, обвиняемые использовали счета фиктивных посредников, а затем тратили средства по своему усмотрению, считает следствие. В ходе расследования по местам жительства и в кабинетах врачей были проведены обыски. Что нашли - следователи интервью не дают, а Константин Шилкин направо и налево рассказывает, что по делу проходят, якобы, девять обманутых пациентов, включая его самого. Общая сумма ущерба составляет около 1,1 млн руб., а за все время работы Андрея Васягина в Дзержинске в его «черной бухгалтерии» записаны будто бы 125 человек.
С цифрами явно что-то не то, раз прокуратура пытается добрать количество пострадавших через горячую телефонную линию и дотянуть нанесенный людям ущерб хотя бы до миллиона с хвостиком. А то ведь держать в СИЗО двух докторов за «взятку» в 182 тыс. рублей как-то уж совсем…. Многие пациенты Максима Кудыкина были поражены произошедшим и заявили, что не верят в виновность врача и возмущены скоропалительной расправой.
«Может, сначала надо разобраться, а потом смешивать человека с грязью? Я не верю ни секунды. Два раза делала операцию у Кудыкина и не заметила никаких намеков на вымогательство. Наоборот, на мой вопрос: «Как мне лучше отблагодарить бригаду?», он возмутился и сказал, что ничего не надо, — написала на форуме NN.RU MOL4ALN.
Коллеги арестованных нижегородских врачей обратились в некоммерческую организацию «Русь сидящая», чтобы обеспечить им юридическую защиту и общественную поддержку. Кроме того, начат сбор средств на адвоката – пока у них адвокаты по назначению. Об этом «НИ» рассказал врач из Санкт-Петербурга Михаил Черкашин .
- По предварительной информации, - заявил он, - пациент действительно, приобретал оборудование – стенты для периферических артерий. Однако вовсе необязательно, что у врачей был преступный умысел. Дело в том, что государство гарантирует пациентам далеко не самое эффективное и надежное лечение. Нередко врачи, понимая, чем чревато использование «бесплатного» медпрепарата или изделия медицинского назначения, честно говорят об этом пациентам. И те добровольно идут на расходы, потому что хотят избежать дополнительных рисков для жизни и здоровья.
Детали дела, позиция защиты уточняются и будут обнародованы «Русью сидящей».
Кстати, в июле текущего года нижегородские неонатологи провели флешмоб в поддержку коллеги Элины Сушкевич, уголовное преследование которой было начато в Калининграде примерно по той же схеме, что и в Нижнем.
В 2018 году в Обнинске судили онколога Павла Свиридова, который возглавлял Центр брахитерапии рака предстательной железы. Следствие обвиняло врача в коррупции: якобы он брал у пациентов деньги за одобрение субсидий на лечение. По версии защиты, государственной субсидии не хватало на проведение операции и онколог просил пациентов оплатить расходные материалы, которые он покупал на собственные средства. Привет правоохранителям Обнинска за «дело Свиридова» - нет теперь у них в городе такого доктора. Спасать тяжелых больных некому.
Владивосток тоже в свое время из-за «дела врачей» едва не лишился штучного специалиста – заведующего отделением рентгенохирургии краевой клинической больницы №1 Владимира Верина. Он якобы вместе с коллегами вынуждал больных платить деньги за операции, которые, по закону, должны быть бесплатными. Уголовное дело возбудил следственный комитет РФ по Приморскому краю, в больнице прошли обыски, заведующего рентгенохирургическим отделением Верина отстранили от работы. За что? Не поверите: смог создать в Приморье школу ангиографии в кардиологии, его стараниями открыт региональный центр круглосуточной неотложной помощи больным с инфарктом миокарда. И именно Верин провел уникальную для Приморья операцию - эндопротезирование аневризмы брюшного отдела аорты, самого опасного проявления атеросклероза.
Об этом писали коллеги кардиохирурга в обращении в следственный комитет, в надежде, что органы во всем разберутся. Кстати, доктора никогда не скрывали, что операции – платные, и отделение рентгенохирургии проводит их на законных основаниях. Бесплатно такая операция пока недоступна — ее нет в перечне услуг, предоставляемых по гарантии обязательного медицинского страхования. Государство финансирует только лечение инфарктов.
«Тоже самое касается и расходных материалов. По квотам они предусмотрены, но прямо скажем, устаревшие, предыдущего поколения, – рассказывали корреспонденту «НИ» врачи краевой клинической больницы №1. - А ведь людям не все равно, какие будут стоять стенты. Пациенты предпочитают недешевые, потому что им носить их в сердце всю жизнь».
Весь коллектив просил следком объяснить: за что человека, который посвятил жизнь своей работе, посадили под домашний арест, как настоящего преступника, в то время как в его помощи каждый день нуждаются десятки людей.
Следственный комитет на запросы общественности «по делам врачей» не отвечает. Некоторые осведомленные люди говорят, что дела эти как правило возникают ближе к концу года, когда близится время отчетов, которым ничуть не помешает немного громких дел. Да еще с участием главных российских «коррупционеров» - врачей и учителей.
Кстати, большая коррупционная статистика держится именно на таких маленьких делах. В начале нынешнего года председатель Верховного Суда сообщил, что за прошлый год 22 процента осужденных за взятки – врачи и учителя. Суммы взяток – смехотворные. 60 процентов всех дел – по взяткам менее 5 тыс. рублей, чуть больше 20 процентов — 5-10 тыс. рублей.
Противно повторять банальности, но вы сами все видите: вместо реальной борьбы с коррупцией на местах идет битва за красивые показатели, дела «мелких стрелочников» раздуваются, подгоняются, накручиваются…
Под конец еще несколько замечаний про страховую медицину и реальную жизнь.
В конце прошлого года Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС) обнародовал перечень бесплатных медицинских услуг, за которые россиянам чаще всего приходится платить в медицинских учреждениях и организациях. Список был составлен экспертами ВСС на основе поступающих от граждан жалоб. Итак, при стационарном лечении россиянам приходится покупать расходные материалы: лекарства, шприцы, системы для инфузионной терапии, а также медицинские изделия, вживляемые в организм человека — например, металлоконструкции, стенты, кардиостимуляторы. В большинстве регионов пациентов обязывают платить за рентгенпленку, диски для записи результатов КТ или МРТ, а также за сами эти процедуры, чтобы сократить сроки ожидания. Специалисты отметили, что пациентам приходится оплачивать консультации «узких специалистов» — таких как окулист, невролог, оториноларинголог, хирург, онколог и т. д. При этом все эти услуги должны быть бесплатными, если их выявил и назначил лечащий врач. В ВСС напомнили, что если пациент понимает, что нарушаются его права на бесплатную медицинскую помощь, он должен обратиться к представителям медучреждения или в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. А вот что дальше – не уточняется. Отдадут незаконно взятые деньги? Возбудят очередное «дело врачей»? Снимут с работы медицинское начальство?
В декабре 2018 года также стало известно, что четверть всех российских врачей в государственных клиниках получали от своего начальства неформальные указания навязывать пациентам платные услуги.
Об этом свидетельствуют данные Общероссийского народного фронта, который опросил 4 тысячи медицинских работников, в том числе 3,5 тысячи врачей из 85 регионов. 24,5% респондентов утвердительно ответили на вопрос «Сталкивались ли вы с неформальными директивами руководства вашей медицинской организации о развитии и приоритете коммерческих медицинских услуг в 2018 году?».
При этом в отдельных регионах этот процент значительно выше, отмечается в исследовании. Лидирует Липецкая область, где в течение 2018 года такие директивы от начальства получили 50% врачей. Следом идут Мурманская и Вологодская области, где 40% медработников сталкивались с подобными указаниями в своей работе.
Объем платной помощи в государственных клиниках растет в связи с кадровым дефицитом и низкими тарифами ОМС, считают в ОНФ. Так, 63,7% опрошенных заявили, что тарифы ОМС являются слишком низкими, 57,6% медиков считают, что в прошлом году доля платных медицинских услуг в государственных больницах и поликлиниках выросла.
Хорошо бы нижегородским следакам держать в голове эти цифры и факты, прежде чем расправляться с - очередными жертвами системы медицинской помощи и страхования. Ну и чисто обывательский вопрос: а что все-таки с ногой у пациента Шилкина? – То пишет - «ногу спасли», то – «ампутировали». Кто, когда, при каких обстоятельствах? Можно было бы и не спрашивать про это личное и деликатное дело. Но если еще и ампутацию повесят на Кудыкина и Васягина, больших тюремных сроков врачам не избежать.