Posted 14 сентября 2019, 14:51
Published 14 сентября 2019, 14:51
Modified 7 марта, 15:52
Updated 7 марта, 15:52
Об этом инциденте, который уже дошел до суда пишут очень многие блогеры. В том числе и аналитик Дмитрий Колезев в своём телеграм-канале:
«Это видео было бы очень смешным, если бы не было таким грустным. Росгвардейцы в полном обмундировании набрасываются на абсолютно мирного человека, спотыкаются друг о друга и о свои ноги, падают на асфальт. Человек инстинктивно отбегает назад, но его наконец валят на землю и скручивают. Потом окажется, что один из росгвардейцев в ходе этого действа вывихнул себе руку (вроде как), поэтому задержанного будут судить. Обвинение считает, что он специально вывихнул руку ОМОНовцу, и просит для него 6 лет лишения свободы. Человека зовут Павел Устинов, он актер, сам проходил службу в Росгвардии, приговор по его делу — в понедельник.
По поводу всяких очевидных наблюдений («озверели», «как так можно», «фашизм», «бандитов бы лучше ловили» и т.п.), у меня есть еще два замечания к этой истории и к этому видео.
Первое. Само по себе это видео — весьма позорное для Росгвардии и правоохранителей в целом. Восемь человек с дубинками пытаются задержать одного, который не оказывает им никакого сопротивления. При этом трое из них умудрились сами упасть на асфальт, а один вывихнул себе руку. Вопрос: а что бы было, если бы задерживаемый действительно применял навыки рукопашного боя и отбивался? А если бы на месте Устинова был настоящий преступник и он, не знаю, отстреливался? Сколько бы росгвардейцев полегло в неравной битве? Двадцать? Тридцать?
Второе. Когда силовики начинают использовать статью «Применение насилия к представителям власти» для протестующих, которые этого насилия на самом деле НЕ применяли, они должны думать о возможных последствиях. Как я думаю, они представляют себе последствия в том, что люди перестанут ходить на митинги, ведь получить тюремный срок можно даже в том случае, если ты не оказывал никакого сопротивления полицейским. Но они должны также думать о том, что найдутся какие-нибудь люди, которые посмотрят на это и сделают вывод: если нет разницы, сопротивляешься ты или нет, а все равно получаешь шестерик, так может, тогда уж — не стоять покорно? (К сопротивлению полиции я, конечно, ни в коем случае не призываю; это лишь размышление о последствиях заведомо неправосудных обвинений и приговоров; и это касается не только митингов и задержаний).»
***
Дичайшую (иного слова не подобрать) ситуацию прокомментировал и политолог Кирилл Рогов:
«В понедельник Тверской суд Москвы (хотя слово суд тут скорее всего требует кавычек) вынесет обвинительный приговор актеру Павлу Устинову. Его осудят на 6 или в видах гуманности 4 года за то, что его избили при задержании 3 августа на мирной акции протеста. 318 статья, по которой судят Устинова, сегодня настоящий корень полицейского террора в России. Не только на акциях оппозиции, но по всей России полицейские избивают и мучают людей, используя 318 статью как надежный щит и индульгенцию жестокости и садизма. Избиваемых сразу или после предупреждают, что если они вздумают жаловаться, то им будет предъявлена 318 (применение насилия в отношении представителя власти), суд (который опять тут требует кавычек) автоматически проштампует ее, и избитый "уедет" в лагерь в лучшем случае на 3, а то и на 6 лет.
Это происходит везде. В Улан-Удэ, Москве, Брянске, Уссурийске. 318 статья в ее нынешнем виде и в практике применения ее российскими судами (тут нужны двойные кавычки) сегодня является фактором стремительного и опасного растления полицейского корпуса, стимулирующего в нем ощущение безнаказанности и приток в него людей со сломанной психикой. Это статья и практика ее применения стимулирует деградацию российской полиции.
Суды (тройные кавычки), штампующие за пару дней приговоры по 318 статье в отношении участников московских протестов, выполняют ту же роль - они оправдывают неоправдываемую жестокость и ожесточённость полиции на мирных акциях. Они должны внушить полицейским, что жестокость и ненависть освящены законом и есть их священное право. Всем тем, кто считает, что преувеличением являются разговоры о "терроре", "репрессиях" и "сталинизме" в применении к событиям последнего месяца, хочу напомнить, что Большой террор 1937 - 1939 гг., помимо невообразимой обыденности массовых ежедневных расстрелов, это еще и выбитые глаза и сломанные позвоночники на допросах. Это зверство допросов и половодье расстрелов - два стороны одной монеты. 318 статья и практика ее применения в сегодняшней России - такой квази "правовой" ключ, открывающий эту страшную дверь.
Позвоночник сломать еще нельзя, но ноги случайному встречному уже абсолютно можно и безопасно. 318-я тебя защитит. Хотите дождаться, когда позвоночник на допросе ломать можно будет? Будете кусать свои локти, что не опомнились, когда всего лишь ноги ломали.
СТАЛИН СЕГОДНЯ, НЕТ ТЕРРОРУ»
***
Между тем, народный артист России, руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил в защиту Павла Устинова. В своем видеообращении он отметил, что хорошо знает Устинова, поскольку тот был его учеником, и что Устинов абсолютно невиновен в инкриминируемых ему преступлениях:
«Ему инкриминировали членовредительство, теперь идет суд, и он может оказаться на десять лет в тюрьме. (…) Я очень хотел бы, чтобы и суд очень справедливо и подробно разобрался в этой ситуации, я бы всех просил обратить на это внимание, потому что бывает, как мы знаем, по-разному. Я очень хотел бы, чтобы человеку не ломали судьбу, не ломали ему жизнь (…) Это недоразумение, которое может окончиться трагически», — сказал Константин Райкин.
По версии следствия, во время задержания Устинов оказывал сопротивление, в результате чего вывихнул плечо нацгвардейцу. Сам обвиняемый настаивает, что в митинге не участвовал и сопротивления при задержании не оказывал.