Posted 13 сентября 2019, 12:46

Published 13 сентября 2019, 12:46

Modified 7 марта, 15:53

Updated 7 марта, 15:53

План или пропал: мероприятия по развитию Дальнего Востока могут быть провалены

13 сентября 2019, 12:46
Восточный экономический форум оказался богат на программные заявления федеральных чиновников. К примеру, помощник президента России Андрей Белоусов определил масштаб работ, который предстоит проделать на Дальнем Востоке в ближайшую пятилетку, и сразу задался резонным вопросом: «Кто это всё будет делать?»

Экс-мэр Владивостока Игорь Пушкарёв, вот уже три года находящийся в СИЗО, мог бы дополнить его: «И какое наказание они будут готовы за это понести?»

Иван Петровский

Заявление Андрея Белоусова прозвучало на сессии под символичным названием «Повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока». Тогда помощник главы государства констатировал: из 11 субъектов, входящих в ДФО, шесть поднялись в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата на десять и более позиций. По мнению Белоусова, здесь «дело – не в деньгах, не в федеральном финансировании, а прежде всего в настойчивости исполнительной власти».

А региональным правительствам, как минимум, до 2024 года нужно быть максимально настойчивыми. Иначе не реализовать им тех проектов, о которых говорил Белоусов. А это, в частности, реконструкция БАМа и Транссиба, строительство новых портов, аэропортов, сотен километров дорог. Впрочем, как оговорился на форуме чиновник, «вопрос – кто это все будет делать». «На мой взгляд, сейчас с большим отрывом на первое место будет выходить кадровая проблема», - отметил помощник президента.

Действительно, федеральный округ испытывает заметные трудности с обеспеченностью качественной рабочей силой. И хорошо, что власти видят в этом определённую причинно-следственную связь. А она такова: грамотные специалисты не едут в ДФО, потому что способный привлечь их бизнес не готов к игре по-крупному, поскольку видит существующие риски. Один факторов, сдерживающих предпринимателей, – это перекосы в работе контрольно-надзорных органов. Про это, кстати, тоже говорили на упомянутой сессии. Чиновники не могут не понимать: бизнес нужно избавить от подобных опасений. Вот только как это сделать?

Показательно, что на форуме отдельные предприниматели не стеснялись громко заявлять об имеющихся сложностях. Управляющий директор группы «Доброфлот» Александр Ефремов публично посетовал на нехватку стройматериалов. По руководителя одного из крупнейших в России производителей рыбных консервов, «из-за банкротства «Спасскцемента» наша компания осталась без цемента». Ранее об аналогичной беде сигнализировал завод «Звезда», причём тогда в разрешении ситуации принял участие сам губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

СМИ предупреждают о возможных перебоях с поставками стройматериалов для нужд магистрального газопровода «Сила Сибири», угольного терминала «Восточный порт». Может остановиться строительство социальных объектов: школ, детсадов, недвижимости в рамках госпрограммы «Жильё российской семье». Перестанет строиться и ремонтироваться транспортная инфраструктура. Как бы «настойчивы» не были власти.

Всё из-за того, что близка к критической ситуация в группе компаний «Востокцемент», а это крупнейший в регионе поставщик стройматериалов. Его основатель и фактический владелец, экс-мэр Владивостока Игорь Пушкарёв вот уже более трёх лет находится за решёткой. И это, к сожалению, не предел: в апреле предприниматель был приговорён к 15 годам в колонии строгого режима.

Бизнесмен попал в сферу внимания компетентных органов в 2010-м, когда уже стал главой столицы Приморья. ФСБ почти шесть лет пыталась найти в его действиях признаки коррупции, прослушивая телефоны и читая письма, но не преуспела. Следователи неоднократно выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела «за отсутствием состава преступления».

В самом деле, как ещё можно было расценивать решение Пушкарёва простить Владивостоку задолженность в 962 млн. рублей за стройматериалы, поставленных «Востокцементом»? Или желание летать в командировки за счёт собственного бизнеса? Защита экс-мэра, да и сам осуждённый, признают: наиболее решительная трактовка деяний Пушкарёва – это незаконное предпринимательство. Но уж никак не взятка или превышение должностных полномочий.

Тем не менее, экс-мэр Владивостока в июне 2016 года – как раз, когда попытки органов уличить градоначальника в криминале сошли на нет – был показательно арестован и этапирован в Москву. И уже в столице нашей Родины Тверской районный суд приговорил Пушкарёва к 15 годам, и это стало самым жёстким вердиктом, вынесенным по делу чиновника.

3 октября Мосгорсуд рассмотрит апелляционную жалобу на беспрецедентный вердикт. Ну а пока на федеральном уровне продолжается обсуждение того, как нам развивать Дальний Восток. Чтобы региону хватало и цемента, и кадров, не боящихся излишне ретивых контролёров.

Подпишитесь