Известный московский журналист и театральный критик Марина Давыдова задалась в своем блоге вопросом, как расценивать дикую историю суда и следствия над фигурантами так называемого Дела "Седьмой студии", которое бесславно развалилось:
«Дело «Седьмой студии» – слишком личная история. Она коснулась близких мне людей. И я вот что хочу сказать. Дело даже не в вопросе: кто вернет потерянные два года Кириллу, Алеше, Соне, кто ответит за истрепанные нервы их родственников? Это сакраментальный вопрос. Дело в том, что вроде бы справедливое решение суда, благодаря которому мои друзья смогут наконец свободно перемещаться во стране и миру, не имеет вообще никакого отношения к справедливости.
Оно имеет отношение к сложным раскладам в верхних инстанциях, которые по своим малодоступным для нас причинам могут – инициировать какие-то дела, – не обращать внимания, что их инициировали люди рангом пониже, – приостанавливать инициированное и т.д. В общем, куролесить. Ни одно из судебных решений по знаковым делам последнего времени не было принято в результате нормального судопроизводства. Ни одно!
Мы твердо выучили: суд – это не то место, где можно добиться справедливости. Это просто орган, озвучивающий принятое где-то там наверху решение. Исполнительная ветвь власти у нас плохая, законодательная смехотворная, а судебной просто нет. Вместо нее там и сям люди в мантиях разыгрывают самодеятельные спектакли с очень слабой драматургией и плохо поставленной сценречью. Нормально функционирующая судебная власть при всех издержках политической жизни дает человеку надежду, что он может рано или поздно добиться справедливости. У нас этой надежды нет.
Суд иногда принимает правильные решения, как остановившиеся часы два раза в сутки правильно показывают время. И главная проблема России – это не бордюры, не плитка, не плохой сыр, не умирающие деревни, не экономика, не образование, не экология, а фантастическое отсутствие справедливости, равнодушно принимаемое нашим обществом.
Россия – это страна, в которой можно, если повезет, вкусно есть, отлично развлекаться, интеллектуально развиваться и духовно расти над собой, но в которой любой нормальный человек не может не задыхаться от вездесущего ежедневного вопиющего отсутствия справедливости. Но мы отрастили себе какие-то специальные жабры, и не только не задыхаемся, а даже время от времени ритуально радуемся, увидев, как остановившиеся часы вдруг показали правильное время.»
***
Читатели блога по-разному оценили эту ситуацию.
Журналист Олег Пшеничный предположил, как бы дело обстояло в нормальном правовом государстве:
«Правильным, законным и справедливым решением было бы полное оправдание, реабилитация, возмещение ущерба, закрытие дела, наказание виновных. А сейчас – манёвры...»
Журналист Ольга Кабанова предложила стоический вариант решения этой проблемы::
«Все понимают, где мы живем. Ну и что с этим пониманием делать? Не жить здесь, а если жить не радоваться? Где суд, там нет правды — русская народная пословица. Любой возможный для каждого из нас шаг помощи пострадавшим от беззакония надо делать. И понимать ограниченность наших возможностей. И жить с этим знанием не впадая в уныние. Мне кажется, что так..»
Журналист Александр Минкин, со своей стороны, процитировал русскую классику, напомнив, что эта проблема для России вечная:
«Где-то я это уже читал. ЧЕХОВ — СУВОРИНУ 27 декабря 1889 года. Москва Современные лучшие писатели, которых я люблю, служат злу, так как разрушают. Одни из них… (грубые слова. — А.М.) Другие же… (грубые слова. — А.М.) Непресыщенные телом, но уж пресыщенные духом, изощряют свою фантазию до зеленых чертиков.
Компрометируют в глазах толпы науку, третируют с высоты писательского величия совесть, свободу, любовь, честь, нравственность, вселяя в толпу уверенность, что все то, что сдерживает в ней зверя и отличает ее от собаки и что добыто путем вековой борьбы с природою, легко может быть дискредитировано. Неужели подобные авторы заставляют искать лучшего, заставляют думать и признавать, что скверное действительно скверно?
Нет, в России они помогают дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интеллигентами. Вялая, апатичная, лениво-философствующая, холодная интеллигенция, которая не патриотична, уныла, бесцветна, которая брюзжит и охотно отрицает ВСЁ, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать; которая не женится и отказывается воспитывать детей и т.д.
И все это в силу того, что жизнь не имеет смысла, что у женщин… (грубое слово. — А.М.) и что деньги — зло.
Где вырождение и апатия, там половое извращение, холодный разврат, выкидыши, ранняя старость, брюзжащая молодость, там падение искусств, равнодушие к науке, там НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ во всей своей форме.
Общество, которое не верует в Бога, но боится примет и черта, не смеет и заикаться о том, что оно знакомо с справедливостью.»