Posted 12 сентября 2019, 18:07
Published 12 сентября 2019, 18:07
Modified 7 марта, 15:53
Updated 7 марта, 15:53
"В пресс-конференции участвовали капитан второго ранга Денис Гриценко, командир малого бронированного артиллерийского катера "Никополь", командир буксира "Яны Капу", старшина Олег Мельничук, старший матрос Андрей Артеменко и матрос Андрей Опрыско, - сообщает bbc.com. Говорил главным образом Денис Гриценко, командовавший караваном кораблей, задержанных в Керченском проливе".
По словам капитана, решение о присутствии военного украинского флота в Азовском море было принято Советом национальной безопасности и обороны еще в 2018 году, и два корабля - "Лубны" и "Кременчуг" туда уже были переправлены. Запланированный переход из Одессы в Бердянск их каравана тоже был плановым: "Получили боевое распоряжение, хлопцы выполняли задачу по назначению".
Капитан говорит, что был готов к провокациям и даже агрессивным действиям в районе Керченского пролива. "Но мы туда шли с мирными целями", - отмечает он. "Мы шли туда не с целью использования оружия. Это был мирный переход. Есть нормы международного морского права, договор между Украиной и Россией относительно использования Керченского пролива. Эта ситуация, на мой взгляд, была не предусмотрена ни одной стороной, ни другой, никем. Очень внештатная ситуация, из которой решение приходилось принимать там, на месте. Я принял такое решение".
Гриценко отмечает, что во время перехода поддерживал связь с командованием, но о чем шел разговор - не рассказывает, ссылаясь на закрытость информации. После того, как российские пограничники задержали украинских моряков и они попали в российские СИЗО - жалуется на первое отношение персонала "к нам как не к людям". Но после того, как это было освещено в СМИ, ситуация поменялась на глазах - "отношение уже было очень с опаской... все, даже самые младшие надзиратели, относились к нам довольно… как-то человечно, скажем так".
"После того, как мы прибыли в Лефортово, был момент, когда я сам себя психологически довел до того, что один глаз у меня постоянно дергался, а второй потерял зрение на 80% из-за того, что я эту ситуацию постоянно обдумывал - что из-за меня люди ранены, что, наверно, я виновен в этом.
Но прошло время, я разобрал для себя все ситуации, которые могли случиться, что можно было сделать в той или иной ситуации, и я вам скажу, что, может быть, Бог меня вел, может, это была какая-то третья сила. Мы сделали то, что нужно. Если было бы иначе - наверно, нас не было бы", - говорит украинский капитан.