Гузель Яхина пишет в своем блоге:
Посмотрела четыре первые серии «Зулейхи» - пока еще без чистого звука, видеографики и цветокоррекции. Канал сообщает, однако, что монтаж уже финальный и меняться не будет. Значит, уже можно составить мнение о картине.
Признаюсь, я изумлена. Фильм – очень хорош. Не то чтобы я заранее настраивалась на плохое, но были сомнения и опасения, конечно: молодой режиссер (а потянет ли?), государственный канал (а не приукрасит ли историю? не исказит ли? не превратит ли в противоположность?). Режиссер Егор Анашкин не просто «потянул» - он сделал крутой фильм, который по всем статьям ближе к полному метру, чем к сериалу. А канал не стал цензурировать – ни политические моменты (важно, что в первую же минуту называются цифры раскулаченных), ни психологические (одна только сцена в бане Муртазы и Зулейхи чего стоит!), ни художественные (сериал сделан как большое кино – и это «ощущение полного метра» есть, его не убили на стадии монтажа и редактуры, как это иногда бывает в погоне за рейтингами).
Это кино взрослое – оно не заигрывает со зрителем, не развлекает, а предлагает думать: здесь не будет лишнего пафоса, гонки за сюжетом, кульминаций в каждой сцене и «крючков» в конце серии. Будет неспешное повествование, атмосфера, настроение. Будет дыхание Большой Истории. Будет серьезный кино-язык, который Егор Анашкин предлагает зрителю – спокойный, даже чуть отстраненный, почти черно-белый.
Это кино нельзя смотреть между делом – оно требует полного погружения: визуальный ряд очень важен; в фильм встроена прекрасная анимация (да-да! звучит настораживающе, но анимация и правда – хороша, а разрабатывал ее художник-постановщик «Сталкера» Рашит Сафиуллин); много длинных и бессловесных сцен (что очень смело для телевизионного канала); а главная героиня вообще молчит первые тридцать минут экранного времени.
Неужели прямо все-все понравилось? Нет, конечно. Были моменты, которые резали слух, смущали, показались исторически недостоверными и чересчур мелодраматичными, даже вызвали отторжение. Иначе и не могло быть. Но это все – не главное. Главное: фильм состоялся как художественное произведение, в котором однозначно высказано отношение к теме раскулачивания. И этот фильм покажут по каналу «Россия» этой осенью.
Итак, чего ждать от фильма о Зулейхе:
потрясающей игры Чулпан (слов-то у нее – совсем чуть) и ее изумительного «немого» диалога с Муртазой (Рамилем Сабитовым)
очень яркой игры актеров (состав – действительно блестящий, и он отлично работает)
оправданного натурализма (да-да, сцена кормления Юзуфа кровью сохранена, а коровью тушу Муртаза рубит долго и по-настоящему) красивых сцен (утопление баржи, лесосплав) масштабных и дорогих сцен, а также сцен с животными (медведи, волки, белки… - все это есть, все они настоящие)
Чего не ждать от фильма о Зулейхе:
развлечения
«киношности»
надрыва и пафоса
Чего жду теперь я:
вторую половину фильма,
премьеру на телеэкранах
ТАСС: Яхина является лауреатом литературных премий "Большая книга" и "Ясная Поляна" за бестселлер "Зулейха открывает глаза", вышедший в 2015 году. Этот роман, как рассказала писательница, к настоящему времени переведен и переводится на 34 языка. Права на экранизацию другой книги Яхиной, романа "Дети мои", были приобретены студией режиссера Алексея Учителя.
Книга "Зулейха открывает глаза" основана на семейной истории Яхиной, а прототипом главной героини стала ее бабушка. Зулейху - татарскую крестьянку из глухой деревни - вместе с другими переселенцами отправляют в вагоне-теплушке в Сибирь. В тайге, на берегах Ангары сотни переселенцев - крестьяне, интеллигенты, деклассированный элемент, уголовники, люди разных вероисповеданий и национальностей - вместе ежедневно борются за жизнь в тяжелейших условиях.