Андрей Волынский
Соглашение о создании в Татарстане производства по созданию изделий для генетической диагностики гриппа было подписано на Восточном экономическом форуме. С российской стороны подписи поставили председатель совета директоров ООО "ФармМедПолис РТ" Рустэм Магдеев, с японской — исполнительный директор K.K. Mirai Genomics Цуоши Хирашиба. Российская сторона обещает, что потенциальная выручка составит 200 млн долларов в год, что в пять раз больше предполагаемых «японских» инвестиций. Это неудивительно, ведь выручка этого завода будет практически полностью формироваться из бюджетных средств.
Что же планируют выпускать в Татарстане? Если кратко, японские приборы LifeRing - это биочипы для диагностики, которые направят во все поликлиники, больницы и оснастят ими бригады «Скорой помощи» Татарстана. С одной стороны, идея привлекательная. Многие российские ученые поддерживают подобные проекты.
«Это мощный современный тренд - диагностика у постели пациента или прямо в кабинете врача. Сейчас многие страны переходят на генетическую диагностику. Многие фармацевтические гиганты уже имеют такие решения», - заявил «НИ» кандидат биологических наук, доцент Казанского федерального университета, член Совета РАН по биологии развития Олег Гусев.
«На зарубежном рынке эти технологии давно присутствуют. В США рынок быстрых тест-систем охватывает 130,5 млн долларов. Бурный рост таких технологий отмечен в Китае. У нас этот рынок тоже развивается и разработки в этом направлении тоже ведутся. В принципе, в России существует flu-test, который помогает выявить вирус гриппа. Я не знаю, что конкретно предлагают японцы, у нас нет никакой информации о продукции, которую они будут производить на заводе в Татарстане. Но ПЦР-диагностика в России давно применяется. Она помогает выявить тип вируса гриппа. Убеждена, что система быстрых тестов есть и в Институте эпидемиологии. Однако, нам говорят о создании приборов, которые будут связывать определенные вирусы с генетикой человека. Это адресная медицина. Но насколько мне известно, это не маленькие чипы, а большие приборы. В общем, достаточно много вопросов», - рассказала «НИ» директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Оценка экспертом рынка таких систем в США заметно отличается от планов Татарстана: сравните весь американский рынок в 130,5 млн. долларов и 200 млн. долларов - потенциальная выручка LifeRing, сделанного в РТ, обещанная на Восточном экономическом форуме. То есть Татарстан настолько хорош в инвестиционном плане, что превышает весь рынок США? Похоже на классику в духе «Нью Васюков».
«НИ» связались с Федеральным научно-исследовательским Центром эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Вот, что сообщила зав. лабораторией гриппа этого Центра Елена Бурцева: «У нас существуют методы быстрой диагностики гриппа. У постели больного берут его биоматериал, капают на полоску, и при помощи соответствующего реактива определяют вирус гриппа. Это занимает 15-20 минут. Есть и второй тест: у пациента берут носоглоточный биоматериал и методом ПЦР в течение суток выявляют вирус гриппа. Этот метод применяется в вирусологических лабораториях. Что именно предлагают японцы и в чем новизна их метода, мне трудно судить, потому что информации об этом нет. Я также не могу прокомментировать, что и зачем строят японцы в Татарстане, поскольку подобные методы диагностики в России уже есть».
Действительно, зачем? С одной стороны, нас уверяют, что для пациентов эта диагностика будет совершенно бесплатной, поскольку средства на нее будут потрачены из фонда ОМС. Проектная мощность в 200 миллионов долларов (больше 13 миллиардов рублей) - это, очевидно, именно бюджетные средства, которые пойдут на закупку технологии. Если учесть, что в России цены на жизненно необходимые лекарства поднялись за год почти на 4 % и их дефицит все более очевиден, то возникает вопрос не только в целесообразности, но и в моральной составляющей этого японско-татарстанского проекта.
Срывы госзакупок жизненно важных лекарств приобрели в России масштабный характер, в первой половине 2019 года число несостоявшихся тендеров увеличилось вдвое. Россияне умирают от нехватки необходимых лекарств. Последний такой резонансный случай произошел в октябре 2018 года. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей» после смерти от диабета 28-летней жительницы Саратова. Пациентке с 1 января 2018 года перестали выписывать лекарства, которыми она регулярно лечилась раньше от диабета. Просто этих лекарств в местных аптеках не было. Молодая женщина заплатила за этот дефицит своей жизнью.
На нехватку лекарств жалуются ВИЧ-инфицированные Карелии, астматики . По данным «Коммерсанта», москвичи, страдающие от онкологических заболеваний, жалуются на перебои в лекарственном обеспечении. Более двух месяцев в ряде столичных поликлиник пациентам отказывают в выписке дорогостоящих препаратов.
Дефицит жизненно необходимых лекарств затронул в последнее время многие категории тяжело больных людей. Так ли нужен им генетический тест, на который из ОМС потратят миллиарды рублей?
Люди страдают от нехватки жизненно необходимых препаратов, а в это время фонд ОМС тратит миллиарды на средства диагностики, аналоги которых уже имеются в России.
Но, может быть, мы чего-то не знаем , и в Татарстане действительно имеет место эпидемия гриппа? Однако, по данным Минздрава Татарстана, за 2018-2019 г. в этой республике зарегистрировано 13 случаев гриппа. Смертью, к счастью, не завершился ни один. Так что смертность от гриппа в республике от этого заболевания равна нулю.
В чем же привлекательность производства японских приборов LifeRing в Татарстане? Можно предположить, это немедленный и гарантированный сбыт товара, который нигде в мире серийно не производится. Ведь если верить заявлению директора "ФармМедПолиса РТ", в Татарстане "на первом этапе аппаратами LifeRing будут бесплатно (за счет бюджета) оснащены все поликлиники, больницы, кареты скорой помощи, а также другие учреждения здравоохранения. Для граждан диагностика будет бесплатной - за счет фонда ОМС".
А тем временем, Татарстан, подсаженный на постоянные бюджетные закупки, будет по-прежнему испытывать дефицит в традиционной медпомощи тяжелобольным. На это в региональных бюджетах денег традиционно не хватает.
В предложенном японской фирмой препарате настораживает еще одно. Название lifering , или "круг жизни" ("кольцо жизни") обычно носят группы по лечению алкоголизма и наркомании, вроде "анонимных алкоголиков". При чем тут грипп ? Оказывается, все просто. С российской стороны соглашение о сотрудничестве подписал председатель Совета директоров ООО «ФармМедПолис РТ» Рустэм Магдеев. За последнее время он нередко становился объектом журналистских расследований. Свой бизнес Магдеев начал в Казани с торговли винно-водочными изделиями, а позже перешел на поставку медикаментов. После удачного старта, Рустэм Магдеев переехал в Москву, где и появились его первые связи в политических кругах. По некоторым данным, это произошло не без участия «севастопольской» ОПГ, истоки которой – в Татарстане. Общее состояние Рустэма Магдеева еще в 2014 году оценивалось приблизительно в $300 млн. Известен тем, что был помощником Рустама Минниханова, видимо, этим обстоятельством и обусловлена зелёная улица японским диагностическим чипам. Чем же занимался в последнее время бизнесмен? Рустэм Магдеев поставил на поток контрабандную поставку ювелирных изделий и швейцарских часов. К сожалению, на бизнес обратили внимание правоохранительные органы и поставки пришлось прикрыть. И вот теперь - "второе дыхание": совместное с японцами производство средств диагностики, аналоги которых в России, собственно, уже есть.
Не лишне заметить, что Рустэму Магдееву, который был одним из главных действующих лиц в недавнем скандале вокруг казанского ОКБ им. Симонова, принадлежит 50% компании, вторая половина в собственности у Рамиля Хабриева, возглавлявшего российское антидопинговое агентство "РУСАДА". Он ушел в отставку после допингового скандала с российскими спортсменами.
Никто не ставит под сомнение нужность развития новейших методов диагностики вирусов и инфекций. «В принципе, тема эта очень благородная и нужная. Ведь все мы хотим знать, чем болеем и каковы причины наших недугов», - считает член Совета РАН по биологии развития Олег Гусев. Но при этом важно понимать, в чьих руках находится такое производство и просчитывать, чем все это обернется для медицинского обслуживания и обеспечения лекарствами наших соотечественников.