Практически все страны берут средства в долг – это совершенно нормальная практика, которая помогает управлять государственными финансами. Это и есть госдолг. "Одолжить" в российском случае можно у иностранных инвесторов, у отечественных компаний (в первую очередь - у банков), и даже у населения: сейчас действуют "народные ОФЗ". Любой желающий может пойти в уполномоченный банк и купить облигации федерального займа (ОФЗ). И государство платит людям за использование народных средств 8,7% годовых – это больше, чем ставки по депозитам в банках.
Правительство может гордиться созданными запасами: если вдруг придётся в одночасье погасить госдолг, то кабмин сможет оперативно снять деньги со счётов Центробанка (ЦБ) и коммерческих банков и расплатиться. Иметь возможность рассчитаться по долгам – это очень хорошо, но какова вероятность того, что придётся отдавать все долги одновременно?
До сих пор таких прецедентов в истории не было: вряд ли все в одночасье потребуют свои деньги обратно, ведь они приносят неплохой доход. А с российскими банками у ЦБ вообще особые отношения: регулятор ограничивает возможность банков самостоятельно выбирать, в какие бумаги вкладывать средства, фактически вынуждая их приобретать ОФЗ. Даже ввод самых жёстких антироссийских санкций не приведёт к единомоментному исходу инвесторов, ведь иностранные инвесторы, наиболее чувствительные к санкциям, держат, по данным ЦБ, 30% ОФЗ.
Такое стремление к накопительству привело к тому, что международные резервы России по состоянию на 30 августа достигли 530,5 млрд. долларов – это 34,7 трлн. рублей! Теперь, обогнав в августе Саудовскую Аравию, Россия вышла на 4 место в мире по объёмам резервов. Впереди, по оценке Всемирного банка, только Швейцария, Япония и Китай. США лишь на шестом месте, Германия – на 13 месте, Великобритания, Франция и Италия занимают подряд места с 15 по 17 соответственно. Причём Италия уже отстаёт от России почти в 3,5 раза! А госдолг каждой из этих стран значительно выше, чем у нас. В США госдолг в 40 с лишним раз превышает объёмы международных резервов, и ничего – это не мешает им развивать экономику и привлекать инвестиции в страну.
Конечно, есть международные стандарты, которым должны соответствовать резервы для финансовой безопасности страны. ЦБ их не скрывает и указывает в регулярных отчётах: ликвидные резервы должны обеспечивать трёхмесячный импорт в страну. Согласно данным Федеральной таможенной службы, за май, июнь и июль Россия импортировала товаров на 60 млрд. долларов. То есть наши резервы почти в девять раз превышают необходимый уровень.
А тем временем в 13 регионах не хватает денег на индексацию зарплат бюджетникам, регионам не хватает денег на выполнение нацпроектов, а вчера вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что региональным больницам не хватает денег на современное оборудование, лекарства и расходные препараты. Особенно остро проблема стоит в небольших населённых пунктах: там в среднем 80% всех доходов медучреждений уходит на и без того небольшие зарплаты врачей. Хотите лечиться – покупайте сами лекарства и приходите со своими. И никто не обещает, что лекарства будут дешёвые: жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, по данным Росздравнадзора, с начала этого года уже успели подорожать на 3,8%.
Деньги есть, но трогать их нельзя: нынешние правила, установленные Минфином, не позволяют. Даже в такой экстренной ситуации, как отсутствие качественной медицины. Сами по себе резервы не улучшают жизнь людей – опыт успешных стран показывает, что можно обходиться и без золотых гор в закромах. Обильные запасы имеют смысл только в том случае, если правительство готовится к очередной неизбежной волне кризиса.