Posted 6 сентября 2019, 08:24
Published 6 сентября 2019, 08:24
Modified 7 марта, 15:26
Updated 7 марта, 15:26
Труп в кадре крупным планом стал любимым приёмом режиссеров детективных сериалов.
Часто расследование затмевают «ужасы». Например, как лучше спрятать десятка два трупов – целый туристический лагерь, отравленный владельцами турфирмы алкоголем с метанолом; как школьнице отравить газом всю свою семью - отца, бабушку и мачеху; как выкрасть ребенка, как лучше спрятать наркотики, как создать преступную группировку и многое другое. Также если вы хотите узнать, как выглядят человеческие внутренности, увидеть мертвецов в морге или оторванную голову крупным планом – вам к экрану телевизора.
Все это российский телезритель может видеть, начиная с 19-и часов. То есть сразу после работы. Так, на Пятом канале аж до полуночи можно смотреть нонстоп сериал «След» про вымышленную силовую структуру – Федеральную экспертную службу (ФЭС). В выходные дни трупы в лабораториях ФЭС (это непременный атрибут каждой серии ) мелькают на экране с 10.15 и до полуночи. А до этого, с 5-и утра, без перерыва идут детективы.
В истории отечественного телевидения самыми продолжительными – по эфирному времени и по продолжительности серий - были несколько детективных сериалов. С начала 70-х и до 1989 г. первым в этом списке был цикл «Следствие ведут знатоки». Его главными героями были три работника московской милиции: следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит. Основная часть сериала состоит из 22-х фильмов («уголовных дел»). Телесериал был создан по инициативе тогдашнего министра внутренних дел Николая Щелокова, который хотел «очеловечить» образ советского милиционера, а также провести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности.
Затем, в 1998 г., этот рекорд побил сериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты). Он повествовал о буднях сотрудников милиции, впоследствии полиции. Каждая серия - детективное расследование. Какое-то время это был самый продолжительный по времени в эфире сериал на российском ТВ. Именно его и решили «переплюнуть» создатели «Следа». Им это удалось. Правда, простоватых ментов сменили интеллектуальные и вежливые эксперты, которые способны «вычислить» любого преступника при помощи ультрасовременной техники и невероятных интеллектуальных способностей. На сегодня «След» - самый продолжительный сериал в России по количеству серий. Он транслировался на Первом канале, а идею его создания приписывают Константину Эрнсту. С 2011 года премьерные серии «Следа» показывает Пятый канал.
Вообще, этот сериал - нечто среднее между фантастикой и криминалистикой. ФЭС — Федеральная экспертная служба - раскрывает самые невероятные преступления. Специально для съёмок был построен футуристический съёмочный павильон, изображающий офис ФЭС: лаборатория, переговорная комната, допросная, морг, тир. В штате этой сказочной супермощной федеральной структуры – следователи, доктора медицинских наук, судмедэксперты, патологоанатомы, программисты, хакеры, оперуполномоченные, специалисты по баллистике, химики, биологи – всех не перечесть. Все они одинаково умные, бесстрашные и неподкупные. Названия у серий громкие : «Разыскивается труп», «Смерть не обманешь», «Людоед», «Перстень жены наркомана», «Мелодия смерти» и т.д. в том же духе. Счет серий, кажется, перевалили за 3 тысячи, зритель давно сбился со счета. Каждая серия похожа на своего рода «пособие» по совершению преступления. В каждой серии – труп ( а то и несколько), морг и вскрытие.
«Новые Известия» попросили прокомментировать возможные последствия непрерывного показа подобных сцен психиатра и криминалиста, доктора медицинских наук Михаила Виноградова. «Люди должны знать, какие бывают преступления, чего стоит опасаться, но смаковать это и тем более показывать сцены в морге нельзя. Насколько я знаю, на американском телевидении запрещены к показу сцены в моргах, осмотры места преступления, показ трупов. Такого у них нет. Говорить о распространении какого-то вида преступлений в целях профилактики можно и нужно, но это должны делать специалисты в форме предупреждения. Показ работы патологоанатома по телевидению, с моей точки зрения, неприемлемый факт. И еще один момент. Кто-то, увидев по ТВ механизм совершения преступления, может использовать его в жизни. А другие люди, склонные к депрессиям, паническим атакам, могут просто начать бояться выходить на улицу. Инструкция по совершению преступления, показанная на телевидении, это недопустимо!», - считает психиатр.
Кстати, летом сразу за «Следом» Пятый канал показывал еще один детектив про убийства и грабежи: «Великолепная пятерка» - сериал про молодых, красивых, честных и преданных своему делу сотрудников полиции, которые раскрывали все подряд преступления. А после этого шел «Глухарь» с Максимом Авериным, который с неизменным успехом ловил бандитов, воров и убийц, одновременно находясь в романтических отношениях со своей непосредственной начальницей в погонах.
Другие телеканалы не отстают. Так, у сериала «След» недавно появился конкурент: на НТВ идет детектив «Свидетели», в котором за расследование преступлений берутся агенты Следственно- аналитического управления, или «САУ». Команда суперпрофессионалов занимается розыском преступников и криминалистической экспертизой. Сотрудники САУ изучают улики, строят доказательную базу, опрашивают свидетелей и проводят очные ставки в высокотехнологичном офисе, оборудованном по последнему слову техники. Зрителю как будто усиленно пытаются внушить с экрана: бюджетные траты на силовые структуры идут не на повышение зарплаты полицейским, разгоняющим протестные акции, а на все это невероятное оборудование. Например, в распоряжении сотрудников САУ не только допросные комнаты и камеры заключения, но и целая научная лаборатория, а также сканеры, тепловизоры, датчики движения, аппараты для изучения психофизического состояния и новейшие детекторы лжи. Агенты могут обнаружить на месте преступления не только отпечатки пальцев, но и следы электронных устройств, которые находились в момент убийства на этой территории. Ну просто сказка! И конечно же каждое дело этой команды суперпрофессионалов - интеллектуальная головоломка, которую не под силу решить рядовому гражданину.
«Невозможно представить сегодня российский фильм о том, как общество способно что-то сделать само. В новейшем кино еще и настойчиво внушается мысль о принципиальном бессилии общества: «сами вы ничего не можете, вы только все испортите». Пример — социальный триллер «Отрыв» (2018) — о том, как застрявшие в вагончике фуникулера туристы вместо того, чтобы сообща спасаться, передрались между собой и почти все погибли», - отмечает кинокритик Андрей Архангельский.
О какой бы эпохе ни шла речь — представители силовых структур или спецслужб играют в кино главную, ключевую роль. «Без них планета не вертится, все зависит от них. Любое важное историческое явление трактуется как результат борьбы спецслужб, в которой все остальные являются лишь винтиками. Без обязательного комплимента спецслужбам, кажется, уже вообще не обходится сегодня ни одно кино», - считает Андрей Архангельский.
Откуда же пошла мода на сериалы про силовиков? В 90-х в страну накрыла волна преступности. Позже, к концу 90-х - началу двухтысячных из обычных бандитов сформировалась мощная иерархическая система. Бандиты напрямую влияли на политику и жизнь в стране. Тогда же и вышли два культовых сериала: "Бандитский Петербург" и "Бригада". Бандитов нужно было облагородить. А порой, даже пожалеть. Так появились "Мусорщик" и "Бумер".
Но вскоре бандитская тематика сошла на «нет». Просто государству нужны были солдаты и менты, которых люди должны были воспринимать как героев и защитников, при этом «своих в доску».
В чем же секрет популярности новых сериалов о представителях силовых структур? Политолог и журналист Иван Щёголев высказывает такую версию: «Образ полицейского и бандита, трудно различимые между собой, нашли себе поклонников среди высшего, среднего и низшего класса нашего общества. Для каждой из этих групп они решали разные задачи. Начнём снизу. Для городских и особенно сельских низов карьера полицейского - один из немногих надёжных социальных лифтов. Куда податься, если заводы и колхозы закрыты или находятся на грани развала? В этом плане создание положительного образа полицейского - вполне объективный социальный заказ… Что касается верхушки нашего общества, то здесь всё ещё проще: никогда не вредно создать выгодный образ для защитников своих богатств или партнёров по бизнесу, честному и не очень. Рынок массовой культуры, включая его "криминальный" сегмент, является к тому же неиссякаемым источником прибыли», - считает Иван Щеголев.
Есть и еще одно обстоятельство: статистика раскрываемости преступлений из года в год снижается. По официальным данным, за 2018 год не раскрыто более 860 тысяч преступлений. Это хуже аналогичного показателя за 2017 год. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится более 23% , отметили в МВД. По данным министерства, остались нераскрытыми 639 убийств и покушений на убийство (-18%), 1 217 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-20%), более 465 тысяч краж (-3%), почти 15,5 тысячи грабежей (-18%), а также полторы тысячи разбойных нападений (-27 %). Видимо, ввиду этого поступила директива повысить раскрываемость преступлений в телесериалах.
И напоследок одно наблюдение. Если раньше героем российского криминального сериала был крепкий, простоватый, «свой в доску» парень, то теперь на первом плане эксперты - интеллектуалы в белых халатах. Также силовыми структурами на ТВ часто руководят женщины. Ведущие сотрудники, включая патологоанатомов, – все сплошь интересные блондинки. А на место преступления и вовсе выезжают какие-то топ-модели в форме. О таких плохо подумать у рядового телезрителя и мысли не возникнет. А уж связать подобных «стражей порядка» с «космонавтами» в шлемах, разгоняющими протестные акции, для многих телезрителей просто нонсенс.