Диляра Тасбулатова
Ну, все и купились – типа наконец-то, надоела чернуха. Давайте, говорят, о позитиве. Зачем думать о страшном, когда в жизни так много хорошего?
Кстати, эти благоглупости как раз по поводу Звягинцева не раз уже звучали: отметились даже критики, а не условные обыватели, как это ни странно. Мол, даешь позитив, Звягинцев, не надо преувеличивать наши беды, Звягинцев, и неужели ты Россию не любишь, а, Звягинцев?
Звягинцев, конечно, на такие выбросы в атмосферу не отвечает – а если и отвечает, то косвенно: говорит, например, что ему нужно в каждом своем фильме нащупать болевой нерв сегодняшней России и рассказать о нем доступными ему средствами. Что он, как вы знаете, и делает: все его фильмы – может, кроме «Возвращения», более частной, семейной истории – посвящены нашему распаду, чуть ли не гниению, тотальной нелюбви, всеобщему цинизму – от властей предержащих до обыкновенных людей, тех самых обывателей, что недовольны его искусством.
«Елена», правда, тоже вроде как «семейная» драма – однако, погружена в такой густой социальный контекст, афронт между богатыми и бедными и чудовищное расслоение в обществе, что ее тоже, в общем, не назовешь частной историей. Скорее, архетипической: впрочем, случившееся в этом фильме могло случиться в любой стране. Зато уж «Левиафан» и «Нелюбовь» - это уже наше, посконно-исконное, беспощадно правдивое, страшное и беспросветное.
В общем, верный себе Звягинцев продолжает тему антропологической катастрофы в отдельно взятой стране, его родной России, за что уже стяжал славу «очернителя» и певца ада –говорю же, даже критики, и довольно неглупые, высказались на эту тему. Они же, помнится, подвергли обструкции фильм другого режиссера, «Груз 200» Балабанова: возможно, лучший, сделанный в России за последние лет двадцать. Однако то, о чем Балабанов говорит в форме фантасмагории, Звягинцев – как «бытописатель», девушек к трупам у него не приковывают наручниками. Отчего, представьте, не менее страшно.
Так что господа, я что-то не верю, что его новый его фильм (съемки начнутся весной следующего года, картина выйдет в прокат в 2021-м), хотя он и о благополучном человеке, удовлетворит вкусы тех, кто ничего не хочет замечать вокруг.
Ни название будущего фильма, ни сюжетные подробности не разглашаются: Звягинцев то ли суеверен, то ли любит напустить туману намеренно. Что, разумеется, сугубо его дело.