Напомним, в четверг, 5 сентября, Греф заявил, что школьные оценки создают "людей с инвалидностью", отбивают всякое желание учиться, и объявил своей личной задачей "убить экзамены". На всякий случай "НИ" обратились к международному опыту. Выяснилось, что оценки и экзамены в той или иной форме присутствуют во всех странах мира, где есть системы образования. И даже в Финляндии, самой либеральной по отношению к ученикам стране, экзамены, пусть и изредка, но проводятся.
Татьяна Черниговская, Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ:
"Честно говоря, я сама терпеть не могу экзамены. Главным образом – принимать. Я даже согласна их сдавать, но очень не люблю принимать. Я могу в нашу компанию привлечь ещё одного человека. Это – Юрий Михайлович Лотман. Он говорил, что ненавидел принимать экзамены, тоска его брала. Но это – с точки зрения преподавателя. А с точки зрения сдающего – это, конечно, стресс, но разные люди к этому относятся по-разному. Я когда-то своим очень сильным студентам предложила поставить «пятёрки» и не тратить время на экзамен, а заняться делом. И несколько человек из группы сказали нет, мы не согласны, так как хотим знать, чего мы на самом деле стоим. Они хотели получить объективную оценку своих знаний. Поэтому я понимаю, что Греф говорит. Я общалась с Германом Оскаровичем, я знаю, как он смотрит на образование. Мне понятна и даже отчасти близка его позиция.
Но это – романтизм. А чем заменить? Я не знаю. Как обойтись без экзаменов? Но это – вопрос к тем, кто занимается педагогикой как наукой. Они должны сказать. В мире, возможно, что-то придумано. Если Греф об этом говорит, значит, у него есть на эту тему идеи. Либо сам придумал, тогда путь поделится, любо он знает и тогда пусть расскажет".
Тамара Эйдельман, заслуженный учитель России, заведующая кафедрой истории в гимназии №1567:
"Мне заявление г-на Грефа кажется немного странным. Я бы сказала, что отбивает желание учиться излишне традиционная система преподавания, направленная на зубрёжку, излишняя перегруженность школьной программы, когда у школьника практически нет возможности выбирать предметы, загруженность каждого отдельного предмета. Если вот это разгрести, то тогда, возможно, экзамены будут не убивать, а стимулировать желание учиться. И хотелось бы, чтобы Герман Оскарович объяснил, как тогда будут проходить вступительные экзамены. Мне кажется, что это оторванное от жизни рассуждение. Экзамен – стресс, но в нашей жизни есть гораздо более серьёзные стрессы".
Евгений Ямбург, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва):
"Высказывание г-на Грефа, с моей точки зрения – непрофессиональное, безответственное и ни к чему не приводящее. И когда глава Сбербанка говорит о том, что экзамены необходимо отменить, что они вызывают стресс, я бы посоветовал ему для начала отменить собеседования при наборе сотрудников в банк – это же такой стресс! Люди и работу не получат, и здоровье потеряют! Почему-то он этого не делает.
Теперь по сути самого образовательного процесса: должен сказать, что, во-первых, надо знать Закон об образовании – мы вообще вправе отказаться от отметок, он ломится в открытую дверь. Мы в начальной школе не ставим отметки, бережём психику детей. Но оценки остаются, потому что и дети, и родители хотят знать что ребёнок реально усвоил. Поэтому учитель ставит флажочки, солнышки, кружочки и так далее. Это – обратная связь. Не может быть развития, если нет обратной связи. Надо понимать, где слабые места, над чем работать.
Второе. Когда я был молодым и купался в проруби, там висел плакат: «Без стресса нет прогресса». Не может быть лёгкого пути в науку, в искусство. Нужно напрягаться. Я не за то, чтобы школа была тюрьмой, но отрицание принуждения в образовании есть отрицание культуры. Это довольно опасная история. В какой-то степени запад этой системой заражён. Я немного знаю разные системы. Я был в Швеции и изучал шведскую систему образования. Встретил даму, учительницу музыки. Она россиянка, но вышла замуж, живёт там и работает. Она со смехом рассказала, что учатся индусы, русские и китайцы. Шведов напрягать нельзя. Надо щадить их психику. Научиться держать скрипку, играть гаммы – это сложно, но только после этого начинается полёт фантазии и творчества.
Третье. В школе, в которой я работаю, есть две тысячи здоровых детей, а есть ученики, которые лежат в онкологическом центре или в Детской республиканской больнице, где годами ждут пересадки почки. Вы не поверите, но они хотят сдавать экзамены, не хотят чувствовать себя инвалидами, хотят быть как все. В этом году я вручил им сорок дипломов. Из них большая часть «красных». Больные дети – победители олимпиад, сдают ЕГЭ и получают от этого удовлетворение, а не плачутся как господин Греф. В этом году я вручал медаль девочке, которая уходит на палиатив. Выздоровление для неё невозможно, только поддерживающая медицина. Она сдала по выбору пять экзаменов, хотя могла ограничиться двумя или вообще как инвалида её могли освободить от сдачи.
Не надо оглуплять ситуацию. Я бы сказал так: хорошо, когда «сапоги точает сапожник, а пироги печёт пирожник». Я господина Грефа не учу управлять банком. Не будучи профессионалом, позволять себе такие суждения – у меня это вызывает только иронию и сожаление".