Ирина Зиганшина
И теоретически это объяснимо: годы напряженной работы вознаграждаются все менее сильными переживаниями и все более высокой оплатой труда. К тому же, дети становятся самостоятельными; а если повезет, то впереди ждет еще и достаточно продолжительный период хорошего здоровья.
Однако, судя по опросам, самооценка людей лишь частично подтверждает эту точку зрения. Социологи из знаменитого американского института общественного мнения Gallup сделали репрезентативную выборку в 158 странах, попросив людей самостоятельно оценить степень их удовлетворенности жизнью по шкале от 0 до 10.
Данные «Доклада о мировом счастье», сделанного при поддержке ООН, и опубликованного во влиятельной газете The Economist свидетельствуют: индекс счастья в возрасте 15–19 лет составлял в среднем 5,35 балла. Затем наступает медленное снижение, так что к 35-39 годам средняя самооценка счастья падает до 5,09 баллов.
Зато после 40 лет он вновь начинает расти, и к 70 годам самооценка счастья возрастает в среднем до 5,58 баллов.
Однако не везде. К примеру, в странах бывшего СССР (включая и Россию), а также в Индии и Западной Европе наблюдается другая зависимость, отличная от всего остального мира.
Судя по графику, в России и ее соседей, ситуация со счастьем в зрелом возрасте просто катастрофическая.