Диляра Тасбулатова
То есть все звезды отечественного театра и кино, собранные в одном месте, в один час и в волнующей доступности. У театра, хотя это был полдень, уже собралась толпа фанов: их, конечно, в зал бы никто не пустил, но они уже наладили камеры и покорно ждали своих кумиров в надежде сфотографироваться чуть ли не в обнимку (есть такая разновидность хобби – в обнимку со звездой, и на здоровье, в своем роде даже трогательно). Звезды им не отказывали: приятно, что ни говори, наблюдать столь последовательную демократию в действии и братание с простым людом.
В легендарном зале МХТ Сергей Женовач представил будущую программу: первым спектаклем его авторства и в новой должности худрука будет ничто иное, как «Бег» по Булгакову («Новые известия» уже писали, что этот режиссёр предпочитает русскую классику). На Малой сцене состоится официальная премьера «Белых ночей» по Достоевскому в постановке Айдара Заббарова, ученика Женовача: выпускник его мастерской в ГИТИСе, он уже поставил несколько успешных спектаклей в ведущих театрах России: «Современнике», Театре Ленсовета и в Казанском театре; в МХТ же дебютирует «Белыми ночами».
То есть традиция литературного театра, где важен не только жест, художественный и пластический, но и Слово, продолжает, слава тебе Господи, свое существование. Как принято говорить, в духе официальной риторики: отрадное явление. И то правда - Женовач, честь ему и хвала, много чего пообещал: «В окопах Сталинграда»по Виктору Некрасову, «Чайку» в постановке Оскараса Коршуноваса, звезды режиссуры, а ближе к маю - «Месяц в деревне» Егора Перегудова. Ну и на Малой сцене ждут постановку романа Сергея Клычкова «Сахарный немец».
Будут и так называемые «Большие гастроли», театральные фестивали, премьеры – много чего будет.
Недаром актёры на сборе были так возбуждены, громко смеялись и хлопали, подначивали друг друга и жарко обнимались в фойе и во дворе МХТ. И хотя говорят, что любой театр в мире – это клубок изощрённых интриг, в этот день это не чувствовалось: если интриги и есть, о чём я знать не знаю и знать не стремлюсь – то, наверно, в этот торжественный день, схожий со школьным 1 сентября, о них и не вспоминали.
Пожаловал и замминистра культуры, Павел Степанов, который сообщил собравшимся, что посещаемость МХТ в прошлом сезоне составила 99 процентов (!). Что, конечно, поразительно, хотя естественно: театр этот элитарный, спектакли знаменитые, поставленные режиссёрами - звёздами. А уж под патронатом Женовача ожидается и все 100 процентов, если не 120 (я имею в вижу приставные места).
В общем, симпатичная была атмосфера в этот день: будучи кинокритиком, я на таком театральном действе как сбор труппы, честно говоря, в первый раз. И несмотря на мой обширный опыт в неблагодарном деле отлавливания звезд (как-то в Каннах, помнится, мы с критиком Гладильщиковым на ощупь продвигались через какие-то заросли к свету, то есть обещанному нам Ларсу фон Триеру, пока он сам, собственной персоной, не появился как рояль из кустов), - этот день, сбор труппы то есть, мне запомнится. Как, извините за трюизм, день актёрского братства и – опять смешное слово – солидарности. Вместе они – сила, не смейтесь. Особый народ, чего уж там – лицедеи (в лучшем смысле этого слова, без пренебрежительного оттенка).
…Сподобилась я увидеть вблизи и Наталью Тенякову – её, кстати, особо отметил со сцены Женовач, и она даже всплакнула. Тут, кстати, пригодилась и моя вредная привычка к курению: Тенякова тоже присела покурить и я, набравшись наглости, быстро выразила ей свой респект. Остальным не успела – хотя здесь был и любимый мною Станислав Любшин, и очаровательная Ирина Пегова (не врут таблоиды, она действительно в отличной форме), и молодой, но уже набирающий силу Бурковский, и многие другие, кого оккупировали папарацци.
- Ну что, в «Чехов»? – спрашивали звезды друг у друга, собираясь в кафе прямо перед МХТ.
Уходя, я оглянулась: в «Чехове» сидели за одним столом звезды первой величины – ну прямо как на обеде для прессы в Каннах, когда за одним столом сидят Спилберг, передающий соль Николь Кидман.