Екатерина Барабаш, Венеция
Председатель жюри аргентинский режиссер Лукресия Мартель заявила, что не появится на приеме, посвященном премьера картины Романа Полански «Я обвиняю» («Офицер и шпион»). По обычаю в честь каждой съемочной группы, участвующей в официальной программе, последние 70 лет фестиваль устраивает торжественный обед. Это так же незыблемо, как Собор Святого Марка и Дворец дожей. Мартель, ставшая председателем жюри не без учета состояния современного феминистского движения, допустила непросто бестактность – она подвергла сомнению беспристрастность жюри. Это самое отвратительное, что может случиться с фестивалем. Можно себе представить, какие усилия готова приложить Мартель, чтобы Полански остался бы без наград.
Считайте, что дальше следует большой гневный пассаж про обратную сторону борьбы за справедливость. Мы его пропустим, а сразу перейдем к опальному Полански. В Венецию он, разумеется, не приехал, боясь ареста. Прислал вместо себя жену, актрису Эмманюэль Сенье, которая собрала максимум неодобрительных возгласов на красной дорожке – ее ну совсем открытое платье сочли не подходящим для 53-летней женщины. К тому же Полански снял ее в роли любовницы главного героя, и многим это показалось ненужной семейственностью. Но фильм оказался не просто мегапрофессиональным (впрочем, ждать чего-то иного от классика было трудно, хотя 86 лет – все-таки для режиссера возраст критический), но и на удивление молодым, энергичным и очень современным. Хотя и снят он в традиционной манере старого европейского кино. Полански извлекает на свет божий забытое «дело Дрейфуса» 1895 года, когда офицер-еврей, обвиненный в шпионаже, был осужден на пожизненное заключение, но после возобновления дела оправдан и восстановлен во всех правах. Рассказ ведется от имени главного героя – начальника французской военной контрразведки полковника Жоржа Пикара (в этой роли черноусый красавец Жан Дюжарден). Подробная реконструкция того скандального и позорного дела снята с размахом, очень уверенно, словно крупными и яркими мазками. Здесь белое называется белым, а черное черным, добро – добром, а зло – злом. Для Полански тема антисемитизма болезненно близка – его мать погибла в Освенциме, отец чудом выжил в Маутхаузене, а сам Роман оказался в Варшавском гетто. Замысел фильма о деле Дрейфуса он вынашивал очень давно и даже заказал писателю Роберту Харрису роман об этом. Потом Харрис стал соавтором сценария фильма «Я обвиняю». Полански показывает звериный антисемитизм, захлестнувший Францию на рубеже XIX – XX вв. с болью этнического еврея, но и с отстраненной мудростью старого мастера. Ему сейчас уже неважно, кто был виноват, почему человеческая жизнь в культурной просвещенной Франции не стоила стакана прокисшего вина, - ему важнее предупредить, чтобы такое не повторилось. «Я обвиняю» = «Я предупреждаю».
Другая сторона дела Дрейфуса – болезненная державная гордыня, не позволяющая государственным мужьям признавать собственные ошибки и позорные страницы истории. Лицемерие, ложь во имя сомнительных государственных интересов, готовность положить чужие жизни за фантом – ничего не напоминает?
Кстати, вполне возможно, что опальному режиссеру обломится какой-нибудь приз – в конце концов даже женщины-режиссеры должны как-то исправлять ошибки и подчищать карму.
Разумеется, тема женщины, встающей с колен, на всех фестивалях становится обязательной. Еще недавно фестивальной обязаловкой было китайское, потом – иранское, чуть позже – румынское кино. Теперь вот – женское, феминистское. В этом нет ровным счетом ничего удивительного – кинематограф стремительно расширяет географию, еще вчера далекие от киноискусства страны – арабские, африканские – выходят на заметные позиции в этой области. Эти страны по большей части еще не успели (а где-то и не слишком стремятся) освобождать женщин от паранджи, и получается, что древние традиции входят с резкое противоречие и с прогрессом в цивилизованном мире, и с развитием самого пока современного искусства – кино. Так что тема устаревания паранджи – в широком смысле – пока любимая тема стран третьего мира. В этом году на Венецианский фестиваль отобрали в конкурс филь из Саудовской Аравии «Идеальный кандидат» Хаифы Аль Мансур, первой женщины-режиссера из Саудовской Аравии. Героиня фильма, молодая женщина-врач, решает баллотироваться в местный муниципальный орган. Ну почти в Мосгордуму. Наивный рассказ о наивных людях не представляет собою большого интереса с точки зрения искусства, но как документ новой эпохи очень даже показателен. Ну и опять же – звучит в унисон с нашими электоральными проблемами.
А кто-то не верит, что кино сближает целые народы…