Интересное наблюдение над развитием отечественной экономики сделал в своём блоге социолог Сергей Белановский:
«Все ли заметили смену экономической парадигмы? Примерно до середины "нулевых" годов среди экономистов и высоких чиновников речь постоянно шла о том, что надо снижать государственные расходы. В этой идее есть здравое зерно, поскольку государственные расходы неэффективны и отягощают экономику (ложатся на неё избыточным бременем). Хорошая концепция, только она не учитывала огромные сверх-доходы от нефти и не отвечала на вопрос, что с ними делать. Хоть бы изучили опыт стран-аналогов (например, Норвегии). Но нет. Кто-то вякал, но в основном молчали или поддерживали.
Процесс изменения парадигмы шел постепенно, отследить его - задача серьёзного исторического труда. Но пришли к тому, что стало необходимо искать, куда потратить нефтегазовые деньги. Отсюда обилие национальных и других проектов. Допускаю, что от некоторых из них будет польза (впрочем, она не просчитана). Вряд ли будет польза от всех. И как-то обидно, сначала урезали госрасходы на медицины, а потом реализовали один, и реализуют другой нацпроекты "Медицина". Хоть бы кто-то признал, что была допущена ошибка. Или наоборот, не надо реализовывать проекты. Налицо очевидное противоречие в политике, и все равно остается вопрос, а как же правильно?
Допустим, переориентация с сокращения на увеличение государственных расходов связана с тем, что при первой парадигме непонятно было, куда девать нефтегазовые расходы. Но зачем тогда повышать налоги, проводить пенсионную реформу и по всем возможным направлениям увеличивать фискальный прессинг на население и бизнес? Только лишь затем, чтобы учить бизнес тянуть деньги из госбюджета что-то строить, не всегда понятно как и зачем? Но маховик запущен и раскручивается.
Вот и Кудрин приплыл к Глазьеву. И получил за это похвалу от Великого и Ужасного. А как правильно - теперь уже никто и не знает. Повывелись или попрятались люди, способные мыслить стратегически. Мотив у ученых стал тот же, что и у бизнеса - тянуть деньги из государства. Между прочим, работа творческая, не у всех получается. Хотя у некоторых получается более, чем хорошо. Об алгоритмах надеюсь написать потом. Но осуждать не будем. Можно сказать словами Бродского: "Твердили нам, что есть ещё бессмертье, а мы хотели просто уцелеть". И мотивы научного бессмертия в массовом порядке исчезли. Сознаюсь, что и у меня тоже.»