Posted 20 августа 2019, 10:47
Published 20 августа 2019, 10:47
Modified 7 марта, 15:41
Updated 7 марта, 15:41
Краснодарский юрист Денис Лихачев поделился своим опытом, который несомненно пригодится многим гражданам России:
«Говорят, что богатые тоже плачут, но теперь можно дополнить, что юристы тоже люди, и не защищены от мошенников.
В середине декабря 2018 года, когда я уже находился в предновогодних приятных хлопотах и испытывал эйфорию, мне поступил звонок с неизвестного номера. Малоприятная барышня, с таким же голосом, настойчиво интересовалась причинами, руководствуясь которыми я не исполняю кредитные обязательства.
Осадив натиск наглой дамы, и переведя разговор в конструктивное русло, я выяснил следующее: в ноябре 2018 года, я, через специальную форму на интернет сайте микрокредитных компаний ООО МФК "Е заем" ООО МФК "Монеза", подал заявку на получение займа 8 т.р. и 4 т.р., соответственно. Далее, со мной (якобы) связался сотрудник компании, выяснил мои персональные данные, а также номер счёта, на которые предполагался перевод займа. Затем, в течение дня, мне был одобрен заем и переведены деньги.
Я сообщил даме, что никогда в жизни я не являлся клиентом микрофинансовых компаний и не собираюсь им становиться. Дама предложила мне написать заявление, предварительно сбросив на email его форму – о возможном заключении договора потребительского займа третьим лицом с использованием персональных данных гражданина. Действуя в строгом соответствии с инструкциями сотрудницы кредитной компании, я написал и направил заявления на официальные электронные адреса двух моих новоявленных «кредиторов».
На следующий день, на мой электронный почтовый ящик пришло два письма за подписью генеральных директоров двух вышеупомянутых компаний, содержание которых заставило меня выдохнуть, поскольку (тезисно): договоры признали незаключёнными, в БКИ направили информацию об удалении записей о наличии кредитного договора… Я полностью успокоился и продолжил своё мирное существование, гордясь собой, как я всё мирно «разрулил».
Вернувшись в Краснодар после всех возможных праздников и отпуска, приблизительно после 20 января 2019 года, я был побеждён здоровым юридическим скепсисом, что не бывает так в России, когда ты решаешь вопрос простым письмом, я начал копаться.
Для начала выяснил, что гражданин может дважды в год бесплатно заказать свою кредитную историю в соответствующем бюро. Ещё узнал, что этих самых бюро, достаточно много и чтобы узнать какое именно бюро хранит историю обо мне, необходимо запросить информацию в ЦБ. Благо это можно сделать элементарным образом с помощью портала Госуслуги. Потратив примерно час на всё про всё я выяснил, что моя кредитная история хранится в двух бюро – ООО «НБКИ» и ООО «ЭКС».
После я отправился на официальные сайты данных бюро, где пройдя верификацию с помощью всё тех же Госуслуг, я получил сведения о своей кредитной истории и микроинфаркт… Обе кредитные истории содержали сведения об оформленных на меня, в период с ноября 2018 по январь 2019 шести договорах займа на общую сумму около 50 т.р.
Несколько часов ко мне нельзя было подойти, так как я кипел и яростно поглощал информацию изо всех возможных источников. Мне удалось выяснить, что проблема носит довольно-таки распространенный характер и таких как я, пострадавших, немало. Схема проста - злоумышленник, завладевая персональными данными гражданина, обращается на сайт микрокредитной компании, где заполняя необходимую форму и подтверждая её в последующем оператору, получает заем. Заем, как правило, небольшой, 2-4 тысячи, ну или если кредитная история хорошая, как у меня, была…до 12 тысяч.
Моё личное неподтверждённое мнение, что без самих сотрудников МКК тут не обходится, поскольку:
- имеется письмо ЦБ, о том, как необходимо идентифицировать гражданина при выдаче займов онлайн, руководствуясь которым хотя-бы в части, можно полностью исключить факты мошенничества. Однако этого никто не делает, полагаю что намеренно;
- прописка у меня Краснодарская, а номер телефона, который был указан в заявке, зарегистрирован в Кемерово. Никого это не смутило;
- по всем займам деньги переводились на онлайн киви кошельки. Тут без комментариев. Просто запретив переводить деньги на любую банковскую карточку кроме той, на которой указаны имя и отчество заемщика, можно в 99% случаев прекратить факты мошенничества. 1% на случай, если мошенник полный тезка…;
- электронные адреса, на которые приходило подтверждение-одобрение займа, представляли из себя примерно следующее dfvafqweda@gmail.com, то есть полную тарабарщину. Но и это никого не смутило во всех 6 случаях!
Поняв, что паника непозволительно дорогое удовольствие, я начал решать эту проблему по следующему плану:
1 – Через интернет сайты я обратился во все 6 МКК с письмом-претензией о незаконном использовании моих персональных данных:
- Из шести МКК четыре мне ответили. Две признали мою правоту и снова обязались аннулировать договоры, две ответили уклончиво;
2 – Обратился с заявлением в правоохранительные органы:
- пустая трата времени, никто ничего не делал, а спустя 3 месяца, когда я подал на полицию жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ, моё заявление, как и крайнего не могут даже найти. Но это ожидаемо, как не печально. Да и не я тут должен активничать, а МКК, ведь это они потерпевшие в данной ситуации, хотя сотрудник одной из этих компаний убеждал меня в обратном;
3 – Обратился с жалобами в ЦБ и Роскомнадзор;
- тоже пустая трата времени, ЦБ как и всегда ни за кем не надзирает и ничего не регулирует, а Роскомнадзор, чей руководитель, давая интервью, грозился что его ведомство разберётся с ситуацией когда добропорядочные граждане становятся кредиторами, а их персональные данные незаконно используются, действительно разобрался…и полностью ретранслировал мне отписки представителей МКК не потрудившись даже проанализировать мои доводы. Но с Роскомнадзора я не слезу, буду «долбить» их жалобами как вертикально, так и горизонтально.
4 – Обратился с жалобой в СРО «МиР», членами которой являются все мои «кредиторы»:
- посочувствовали, посоветовали как поступить, но помощи ноль;
5 – Обратился в суд с исками о нарушении прав субъекта персональных данных, куда также запихал требование о признании договоров незаключенными:
- пришлось везде «выпячивать» что эти именно иск по нарушениям прав субъекта персональных данных, а не о признании договора незаключенным, поскольку мои «кредиторы» прописаны в Москве, Новосибирске и Иркутске, а у меня туда кататься абсолютно никакого желания не было.
Вчера состоялось последнее судебное заседание по последнему займу и пришло время подвести некоторые итоги.
В целом суды отработали так, что особых поводов для недовольства у меня нет. Конечно же, мы им помогали, в рамках своих процессуальных возможностей – подготавливали и направляли запросы, уведомляли ответчика о дате судебного заседания, готовили проекты судебных актов. Всё это можно было не делать, но мой опыт подсказывает, что чем более с пониманием ты отнесёшься к занятости судьи и аппарата, тем более поймут твою беду они.
По всем 6 искам вынесены положительные для меня решения, суды признали займы незаключенными и обязали моих «кредиторов» направить соответствующую информацию в бюро кредитных историй, что они, крайне оперативно сделали. Теперь я чист и готов к получению новых кредитов )))
Также суды взыскали в мою пользу компенсацию морального вреда, сумма которой варьировалась от смешной, в 1000 рублей, до вполне себе ничего 15000 рублей. Сейчас идёт работа по взысканию судебных расходов на услуги представителя, без которого я, разумеется, не смог обойтись. Взысканные расходы по каждому делу примерно равны 10 000 рублей. Мы по всем делам просили 50 000 рублей моральной компенсации и 20 000 рублей на услуги представителя, но суды «резали» эти суммы всяк по своему усмотрению. На мой взгляд, даже если отвлечься от субъективной стороны вопроса, суды напрасно столь сильно урезают моральную компенсацию и расходы, поскольку в противном случае, будь эти суммы существенны для МКК и МФО, то и меры по предотвращению мошенничества были бы более эффективными. 15-25 тысяч рублей для них ничто, поскольку они моментально покроют эти убытки за счёт штрафных санкций, которые взыщут с очередного, не знающего своих прав и возможностей потребителя.
Кстати исполнять решение не составляет никакого труда – несём исполнительный лист в банк и максимум через неделю получаем на карту деньги. У МКК на счетах всегда есть что списать.
Что касается моих обращений в ЦБ, Роскомнадзор и полицию – пустая трата времени! Они шлют мне исключительно отписки, которые я обжалую просто на спортивном интересе. Все эти пафосные интервью руководителей ЦБ и Роскомнадзора, где они рассказывают, как будут бороться за наши персональные данные, и штрафовать МФО и МКК за их незаконную обработку – курам на смех! Дошло до абсурда, я сравнил отзыв на исковое заявление, который одна из МКК направила в суд и один из ответов
Роскомнадзора, и прозрел, степень сходства близилась к стопроцентной. Ну а полиция...это полиция.
После того, как я выслушал решение суда по крайнему делу, я сразу же запросил свою кредитную историю, где, во-первых увидел, что состоявшимся ранее решениям историю подчистили, а во-вторых, июне - июле 2019 было по два обращения с попыткой очередного займа! Видимо меня внесли в чёрные списки МФО и поэтому по всем четырём заявкам были отказы в выдаче займа. Между тем, это свидетельствует о том, что проблема жива, никуда не делась и каждый может попасть в подобную ситуацию. Поэтому я призываю всех проверить свою кредитную историю (как это сделать указано выше), а если ни дай бог обнаружится что вы теперь должник, не переживайте, ситуация разрешаема, причём даже хоть и с небольшой но с финансовой выгодой для вас, поэтому незамедлительно действуйте.
Я всегда (безвозмездно) готов помочь с образцами документов, адаптировав которые к своей ситуации вы сможете обратиться в суд, а также советами в борьбе с мошенническими займами.