Евгений Колесников, Санкт-Петербург
«У нас ЧП!»
Первой забила тревогу в прошлом одна из самых известных телевизионных журналистов второй столицы Светлана Агапитова, ныне уполномоченная по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. По её словам, есть данные, что знаменитый Дом радио на Итальянской улице, 27 будет переделан под ресторан и элитный отель. В соцсети у Агапитовой в друзьях, естественно, много журналистов, потому ее тревожный зов начинался со слов «коллеги»: «Коллеги, у нас ЧП! Дом радио на Итальянской – символ Петербурга, решено полностью передать под оркестр и оперу Теодора Курентзиса. Я не знаю, чьё это решение, но, по слухам, над студиями будет отель и видовой ресторан. Неужели можно вот так вот плюнуть на все ради модного дирижёра?»
Сначала проясним про модного дирижера. Теодор Курентзис - грек, но давно обжился в России. До Петербурга он со своими музыкантами (оркестр "musicAeterna") дислоцировался в Перми. Считается одним из самых крутых дирижеров современности. Власти Петербурга давно пытались заполучить его, и, говорят, за ценой не постояли. И все бы хорошо, но в здании на Итальянской были до недавнего времени не только открытая студия «5 канала» и телеканала «78», но и множество оркестров и хоров, которым нужна хорошая акустика. В Доме радио, как издавна называют дом №27, она лучшая в городе. Не случайно, именно в этих помещениях записывались Губернаторский симфонический оркестр Петербурга, оркестр Михайловского театра, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством Александра Титова, Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга, Музыкальный театр детей Марины Ланда.
Но даже важнее другое – Дом радио – это ещё и памятник не только официальный (федерального значения, кстати), но и моральный. Он у петербуржцев крепко ассоциируется с блокадой (есть пока в здании и соответствующий музей), потому что в страшные 1941-1944 годы именно радио связывало горожан с действительностью. Именно по радио из дома на Итальянской великая поэтесса Ольга Берггольц читала свое, личное, блокадное, ленинградское, из «Февральского дневника»:
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоём,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном…
Справка «НИ»
Дом на Итальянской, 27 был построен в 1914 году. В 1932-м его заняло Ленинградское радио, которое стало одним из символов блокады. Оно не прекращало свое вещание ни на один день войны. Кроме того, с горожанами, которые терпели нечеловеческие мучения, в этот период общались по радио настоящие звезды Ленинграда - А. Ахматова, В. Вишневский, Н. Тихонов, М. Петрова. Особняком стоит поэтесса Ольга Берггольц, которая выходила в эфир почти каждый день, за что ее назвали «блокадной музой». После снятия блокады её отправили лечиться в Москву с диагнозом «дистрофия».
Ковальчук и Совершаева
Дом радио еще и отличается архивом – совершенно уникальным. Это и блокадные записи (к примеру, 6-ая симфония Шостаковича впервые прозвучала публично и была записана именно в блокадные дни), и записи множества радиопередач, на которых воспитывалось не одно поколение ленинградцев, да много чего еще. Куда весь этот материал сейчас денут – неизвестно. По всей вероятности, перевезут в телецентр на Чапыгина, 6, где размещается «5 канал». Дело в том, что здание на Итальянской принадлежит «Национальной медиа группе», куда входит «пятерка». Сама же структура за известным банкиром Юрием Ковальчуком, основным акционером банка «Россия». И тут самое любопытное – нынешняя вице-губернатор у врио губернатора северной столицы Александра Беглова – Любовь Совершаева – бывшая советница Ковальчука по медиа. Говорят, она еще и его соседка по элитному поселку Игора, это в Питере что-то вроде московской Рублевки. Предположительно, именно Совершаева помогла Ковальчуку отстроить медиа-империю под названием «Национальная медиа группа». В неё входят множество медиа – помимо «пятерки», это, скажем, «РЕН ТВ», СТС, «78», газета «Санкт-Петербургские ведомости».
Мнение
Светлана Агапитова, уполномоченная по правам ребенка в Санкт-Петербурге: - Коллеги, у нас всех ЧП! Дом радио на Итальянской – символ Петербурга – решено полностью передать под оркестр и оперу Теодора Курентзиса. Уже выселили детский хор, Губернаторский оркестр, театр Марины Ланда... Скоро вывезут неизвестно куда все уникальные архивы, Музей блокадного радио. Я не знаю, чье это решение, но по слухам, над студиями будет отель и видовой ресторан. Неужели можно вот так вот плюнуть на все ради модного дирижера?
Поэтому с учётом таких вводных, по Питеру поползли слухи, что Дом радио «очень попросили» люди, которые курируют популярного дирижера Курентзиса. Мол, есть у него во власти или близкой к ней бизнес-среде свои поклонники. Однако культурная столица ничего против данного режиссера не имеет. Ее волнуют слухи, что в легендарном здании появятся кабак и гостиница.
Мнение
Александр Малич, петербургский журналист в области культуры и классической музыки: - В Доме радио будет работать Теодор Курентзис и его музыканты. Я понимаю, почему его творчество – предмет ожесточенных споров среди людей, которых интересует судьба классической музыки. Но не понимаю, почему такую агрессивную реакцию вызывает появление нового оркестра в Петербурге. Это положительно скажется на уровне концертной жизни в городе. Другие труппы от этого соседства только выигрывают. Не признавать того, что Теодор привлекает в залы слушателей – странно. Как странно не признавать и то, что Дом радио сегодня, при всем уважении к значению этого места в истории Ленинграда, к сожалению, полупростаивает, что для него губительно.
Никаких официальных сведений на этот счёт нет. То есть, объявленной информации. Пресс-службы что профильных комитетов городского правительства, что «Национальной медиа группы» молчат. И на запросы отвечать категорически не желают. Все-таки через три недели губернаторские выборы в Петербурге, и лишние скандалы ни к чему. Но наш корреспондент пообщался с чиновниками Смольного неформально: они подтвердили, что ресторану и отелю в Доме радио быть, а стоят за этими бизнес-проектами якобы люди «из структур Ковальчука». Посмотрим. Есть мнения, что «центровые» здания и должны «работать», то есть, приносить прибыль владельцам, а не быть пыльным хранилищем каких-то блокадных артефактов. Только открыто об этом чиновники стесняются говорить. Но в Петербурге не так давно уже отстояли Исаакиевский собор – за Дом радио борьба только начинается.