Posted 19 августа 2019, 12:42
Published 19 августа 2019, 12:42
Modified 7 марта, 15:41
Updated 7 марта, 15:41
О том, почему транзит власти, который начал ещё в 2016 году четвёртый президент Киргизии Алмазбек Атамбаев закончился плачевно для него самого, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги эксперт по Темур Умаров.
Атамбаев и заранее поменял под себя конституцию, и сохранил влияние на общественное мнение через СМИ, и расставил своих людей на главные посты в стране, включая премьерский, но схема дала сбой: сейчас он под арестом, а процесс передачи власти на постсоветском пространстве остается очень рискованным и непредсказуемым делом.
В 2017 году Атамбаев, учтя опыт свергнутых предшественников, не пытался остаться президентом больше одного срока, положенного конституцией, но и уходить из политики не собирался. Совершив все нужные для этого маневры, он стал искать надежного преемника, чтобы воплотить в реальность план «сильный глава – слабый президент», и сделал ставку на давнего друга и коллегу по правящей Социал-демократической партии Сооронбая Жээнбекова. Его еще в 2011 году Атамбаев, придя к власти назначил министром сельского хозяйства.
Раскрутив тихого и неамбициозного Жээнбекова, Атамбаев добился, что тот уже в первом туре президентских выборов получил большинство голосов - 54,22%. Однако уже через несколько месяцев новый президент стал уставать от наставнического тона своего предшественника. Атамбаев, который хоть и неофициально, но постоянно бросался в адрес нового президента фразами типа «не позорь меня», «работай открыто и честно».
Проблемой разногласий стала ситуация с коррупцией: новый президент, вопреки утверждениям старого об успешной борьбе с коррупцией, обещал начать антикоррупционную кампанию с чистки в силовых структурах.
28 марта 2018 года состоялась их последняя встреча за закрытыми дверями. А следом на закрытом съезде Социал-демократической партии Атамбаев занял должность её председателя партии и начал готовиться к парламентским выборам 2020 года с явным намерением стать премьер-министром, чьи полномочия он сам расширил еще в конце своего президентства.
Причем объявил, что социал-демократы теперь становятся оппозиционной, и это при том, что она занимает большинство мест в парламенте, в нее входит вся политическая элита. Далее Атамбаев развязал информационную войну, обвиняя Жээнбекова в махинациях и покупке голосов во время президентской кампании (хотя Атамбаев лично его поддерживал), в связях с олигархами и так далее. В ответ СМИ вменяли Атамбаеву подстрекательство и подготовку госпереворота. Правда сам президент Жээнбеков игнорировал выпады и сосредоточился на тихих, но эффективных аппаратных мерах.
Он довольно быстро смог обновить состав правительства, администрации президента, силовых структур и Совета безопасности, избавившись от людей бывшего президента, а ведь в Киргизии, где коррупцией пронизаны практически все сферы деятельности, при желании можно найти компромат на каждого госслужащего.
Параллельно Жээнбеков занимался и главным политическим активом своего оппонента. Ему нельзя было допустить, чтобы Атамбаев, контролируя популярные СМИ и крупнейшую партию, получил большинство в парламенте по итогам выборов 2020 года. Поэтому в пику Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) сторонники действующего главы государства основали движение «СДПК без Атамбаева», которое поддержал даже соратник и друг Атамбаева Иса Омуркулов.
Жээнбеков предлагал Атамбаеву мирный выход из противостояния. В апреле этого года киргизский парламент внес изменения в закон «О гарантиях деятельности Президента Киргизской Республики». Закон запретил экс-президентам занимать государственные должности и участвовать в работе политических партий под угрозой лишения гарантий неприкосновенности и гособеспечения.
Тем не менее Атамбаев продолжил заниматься политикой, собирая митинги против действующей власти. Выступая перед сторонниками, он не раз утверждал, что не признает легитимность президента Жээнбекова, а также нелестно отзывался о парламенте.
Парламент в ответ лишил экс-президента неприкосновенности. Бывший глава Киргизии оказался обвиняемым сразу по нескольким делам, в том числе в расследовании незаконного освобождения криминального авторитета Азиза Батукаева.
После этого депутаты ушли на летние каникулы, а Атамбаев собрал на территории собственной резиденции в поселке Кой-Таш «Народный штаб», куда съехались его родные, сторонники и жители поселка. Трижды Атамбаеву направляли повестки на допрос к следователю в качестве свидетеля, которые он игнорировал.
Вечером 7 августа киргизские власти начали операцию по задержанию Атамбаева, которая продлилась двое суток. Несогласованность действий разных силовых структур привела к хаосу и кровопролитию. Теперь Атамбаева будут судить не только по предыдущим делам о коррупции и пособничестве криминальному авторитету, но и по особо тяжким статьям: применение насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов, организация массовых беспорядков, убийство, захват заложников. Список инкриминируемых ему преступлений продолжает увеличиваться.
Благодаря тому что Жээнбеков изначально не числился в списке руководящих операцией, действующему президенту удалось избежать репутационных издержек. Сложно в это поверить, но по легенде президент даже не знал о времени проведения операции, лишь дал указание не применять оружие. Логика властей ясна – нельзя рисковать рейтингом президента в такой момент – скоро выборы в парламент.
Вся история противостояния Жээнбекова с Атамбаевым выглядит так, словно последнему настойчиво намекали на необходимость покинуть страну по-хорошему. Однако, в отличие от своих предшественников Акаева и Бакиева, Атамбаеву было некуда бежать. Сложно представить, чтобы Россия предоставила ему политическое убежище, это четко объяснил Путин, говоря о важности объединения вокруг Жээнбекова. Китай в принципе не вмешивается во внутренние дела других стран. Соседи по Центральной Азии и СНГ не стали бы портить отношения с действующей властью Киргизии ради бывшего президента. Нынешняя ситуация совсем не похожа на предыдущие: в Киргизии не было революций, все происходит в рамках закона.
К тому же Атамбаев сам не хотел бежать и был уверен в благоприятном исходе. В его активе были крупнейшая партия в стране, популярные СМИ, сторонники. Уверенности ему, возможно, добавила встреча с Путиным незадолго до штурма особняка, причем лично для него был отправлен спецборт авиакомпании «РусДжет», а Путин в своем плотном графике нашел время для личной встречи.
Однако за время правления Атамбаев успел нажить в Киргизии слишком много недоброжелателей. Среди тех, кто за эти годы пострадал от политически ангажированных дел, есть и бывшие соратники Атамбаева. Он конфликтовал с экс-президентом Отунбаевой и другими влиятельными фигурами, выступавшими против конституционной реформы в 2016 году. Также экс-президент открыто давил на СМИ.
Алмазбек Атамбаев стал первым избранным киргизским президентом, которому удалось передать власть без революции, но в итоге все равно не смог избежать кровопролития. Теперь четвертый президент Киргизии, скорее всего, надолго исчезнет из киргизской политической жизни. Его уход открывает новые возможности для других политических сил. С одной стороны, президент Сооронбай Жээнбеков сможет продолжить консолидацию власти, с другой – оппозиция будет готовиться к парламентским выборам 2020 года в менее напряженной обстановке.
В Киргизию уже вернулся оппозиционный политик Омурбек Бабанов, который на президентских выборах 2017 года несильно проиграл Жээнбекову, получив 34% голосов без админресурса. А значит, Киргизии по-прежнему не грозит превратиться в традиционную центральноазиатскую автократию, а ее политическая жизнь останется бурной и конкурентной.