Украина планирует создать морской режимный район с закрытым судоходством, что позволит юридически закрыть все порты Крыма и ограничить движение судов в его территориальных водах, сообщает сайт «Крым.Реалии».
По данным украинского учреждения «Госгидрографии», Россия создаёт и реализует электронные навигационные карты для акваторий, прилегающих к Крыму, хотя Украина ещё в 2014 году официально прекратила функционирование всех портов полуострова, закрыв их для международного судоходства.
Украинские чиновники руководствуются при этом Конвенцией по охране человеческой жизни на море, которая возлагает на Украину как на прибрежное государство функции по обеспечению безопасности судоходства. Закрыв все порты Крыма, украинское правительство в то же время не обратило внимание на прилегающие акватории, где сегодня Россия ведёт активную морехозяйственную деятельность.
Теперь украинские чиновники спешат исправить недочёт и ввести запретный режим плавания в водах, на которые распространяется юрисдикция Украины.
«Порты закрыты, но акватория прилегающая – это 12-мильная зона от исходных линий. Там никаких решений принято не было. Грубо говоря, красный сигнал светофора не зажигается, когда какое-либо судно заходит в эту зону. Мы хотим, чтобы он зажигался, и добиваемся изъятия российских навигационных карт из международного оборота. Мы уже написали в Норвегию, и они согласились изъять российские карты из своего оборота. Второе картографическое управление расположено в Великобритании, но наше обращение пока осталось без ответа...» - объясняют они.
Российские эксперты считают, что этот шаг может повредить безопасности судоходства в этом районе в случае чрезвычайной ситуации:
«Скажем, гибнет судно – оно имеет право на так называемый вынужденный заход, этого придерживаются все государства, даже если порт закрыт. И в этом случае электронная карта отсутствует, нет возможности зайти, чтобы обеспечить свою безопасность!»
Эксперты также утверждают, что Украина официально сняла с себя ответственность за безопасность судоходства у берегов Крыма, а Россия не смогла взять ее на себя из-за позиции Международной морской организацией (IMO).
«Образовалась своеобразная черная дыра: одно государство хочет, другое не может. До сих пор она сохраняется. Так что, исходя из прагматических соображений, я не вижу особой необходимости в предложении «Госгидрографии». Я так понимаю, что основная задача заключается в том, чтобы полностью перекрыть доступ судов в порты Крыма и вообще исключить международное судоходство. Но, по моей информации, число международных судозаходов в порты Крыма близко к нулю, поэтому насколько рационально предпринимать еще какие-то дополнительные усилия? Сегодня только сумасшедший судовладелец даст распоряжение своему судну заходить в тот или иной порт Крыма. Единственное исключение составляют малотоннажные турецкие суда. Да, российские суда заходят...» - объясняет профессор Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.
А украинский аналитик Максим Гардус предложил другое решение проблемы:
«Мне кажется, было бы более эффективно подавать на суда-нарушители в украинский суд, начислять им штрафы. После того, как они не платят, объявлять арест на эти суда, чтобы арестовывали их не только в украинских портах, но и в портах других государств, в том числе в Турции, откуда идёт самый большой трафик. Тогда мы после нескольких громких арестов весь трафик, кроме российского, прекратили бы...».