Юлия Сунцова
С 2016 года на производственную базу и ресторанную сеть «АндерСон» предпринимательницы из списка «Forbes Woman» Анастасии Татуловой беспрестанно наведываются жесткие проверки Роспотребнадзора, а иногда и полицейские «маски-шоу». Московский бизнес-омбудсмен Татьяна Минеева охарактеризовала ситуацию вокруг «АндерСона» как избыточное регулирование: «Даже если проверяющие действовали в рамках закона, возникают вопросы к таким нормам контрольно-надзорной деятельности. И это повод поднимать эту проблему на самом высоком уровне», - заявили в ее аппарате.
Демарш Татуловой против Роспотребнадзора публично поддержали десятки представителей малого и среднего предпринимательства. Был предан огласке обширный пласт абсурдной практики «закошмаривания» бизнеса надуманными и избыточными штрафными санкциями.
«Эта система прогнила с начала до конца. Я и много уважаемых занятых людей потратили много часов времени на попытки изменить ситуацию с разных сторон, но пока результата нет <…>: нас проверяют по требованиям 1980 года, проверка каждая длится 5-6 часов, несколько дней подряд, 4 тётеньки без перчаток и шапок, на кухне, где любого сотрудника за это уволили бы, приходят и указывают мне, как мне следует организовывать свои бизнес и выжигать на досках буквы М и З <…> Перечислю вам только журналы, которые должны быть на кухне чтобы потребитель был в безопасности. Они должны быть заполнены ежедневно: журнал гнойничковых заболеваний, учета бактерицидных ламп, замены фритюрного масла, бракеражный. И ещё они проверяют, мою ли я в уксусе зелень… Скажите, хоть один человек моет зелень в уксусе? Нет. Знаете почему - ее выкинуть можно будет ровно через час. Но у нас такие санитарные правила...
Ни в одной стране мира нет этой ереси, ни в одной стране нет такого органа, ни в одной стране не контролируют процесс - контролируют результат <…>.
Знаете, за что нас закрыли? За требование, которое не позволяет работать торговым предприятиям без отдельной канализации.
Объяснить смысл этого, равно как и многих других требований Роспотребнадзора, невозможно. Выполнить его в большинстве зданий в Москве тоже невозможно. Это намертво устаревшая норма, которая никак не влияет на безопасность еды, о которой так печётся РПН (по официальной версии)», - так еще полгода назад Анастасия комментировала проверки Роспотребнадзора в ее заведениях.
Истинная же причина установившегося фискального гнета в том, что у ведомства попросту есть план по штрафам, и от выработки по штрафам зависит конечная зарплата проверяющих, повышающий премиальный коэффициент, считает Татулова.
Возросшее количество проверок предпринимателей подтвердил начальник управления Генпрокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей Алексей Пухов. Борьба с избыточными проверками бизнеса привела к их росту в полтора раза: 690.000 проверок в 2019 году против 412.000 проверок в 2018 году (в среднем по 2 проверки на одно предприятие малого и среднего бизнеса в год). Причиной могло стать совпадение времени начала реформы с окончанием трехлетних «надзорных каникул» для малого и среднего бизнеса, доложил он.
По устоявшему мнению в российской бизнес-среде, нынешние проверки Роспортебнадзора на реальную заботу о потребителе давно уже не похожи, скорее мероприятия напоминают обычную «дойку» бизнеса.
Многие предприниматели высказались в поддержку инициативы владелицы «АндерСон» о пересмотре устаревших СанПиНов.
И вот случилось чудо. На днях министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин заглянул с семьей в кафе Анастасии Татуловой на завтрак. Результатом встречи стало публичное заявление министра о готовности пересмотра советских санпиновских догм.
Фундаментом для нового свода СанПиНов может стать «Белая книга индустрии гостеприимства: кафе, рестораны, кондитерские» - до недавнего времени чистые фантазии Анастасии Татуловой о том, как должен функционировать в России ресторанный бизнес. Сегодня сборник предпринимательницы на 200 страниц на наших глазах превращается в документ по регулированию в России рынка общепита.
«Вместо объёмных СанПиНов для ресторанов мы разработали наглядную белую книгу. Это наш пилот. Все, что обязательно и важно для безопасности, должно сюда войти, чтобы предприниматель мог ориентироваться на один документ - заниматься своим делом, а не чтением бумаг. Минэкономразвития готов к обсуждению со всеми участниками: как с бизнесом, так и с профильным регулятором, чтобы сделать книгу оптимальной для всех. Для этого выкладываю ее в свободном доступе - читайте, пишите, что убрать или добавить. Давайте вместе искать компромиссы», - написал министр Максим Орешкин у себя в Instagram.
В Минэкономразвитии предполагают, что новые СанПиНовские требования заработают уже в 2020 году.
В пятницу к заявлению министра активно подключился Минпромторг. На официальном сайте ведомства появилась информация о готовности проекта новых санитарно-эпидемиологических требований к торговым объектам и организациям общественного питания.
«Многие из действующих требований к торговле пищевыми продуктами и общепиту морально устарели и излишне детализированы. Например, действующими санитарно-эпидемиологическими нормами установлено, что приготовление пищи должно осуществляться в резиновых перчатках и только в них. Между тем, для использования в тех же целях давно доступны латексные перчатки или современные средства дезинфекции рук (кожные антисептики). Но всеми этими улучшениями при приготовлении пищи согласно СанПиНу воспользоваться невозможно – запрещено. Значит, такой жёстко детализированный, устаревший СанПиН нужно модернизировать.
Поэтому необходимо изменить фундаментальный подход. Государство должно определять и контролировать выполнение базовых требований к конечному результату (оказанной услуге, проданному товару), а не способы достижения (их выполнения, производства). Иными словами, предприниматель должен обеспечить чистоту, гигиену и безопасность продукции (услуг). А выбор способа достижения этого результата должен остаться на усмотрение предпринимателя», - говорится в официальном релизе Минпромторга.
Минпромторг России направил заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – руководителю Аппарата Правительства Константину Чуйченко предложения о необходимости радикального пересмотра Санитарно-эпидемиологических требований в рамках «регуляторной гильотины». В ближайшее время проекты Санитарно-эпидемиологических требований должны быть направлены в Правительство.
У инициативы по пересмотру устаревших СанПиНов хватает и противников. И первый на очереди – это, разумеется, сам Роспотребнадзор, который отстаивает консервативный подход к контролю над сферой торговли и услуг. В день сенсационного заявления министра Орешкина о «Белой книге» в правительстве России состоялась встреча руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Поповой и Дмитрия Медведева.
Ежегодно Роспотребнадзор принимает до одного миллиона обращений от потребителей. Четыре-пять лет назад большинство жалоб было по сфере торговли, сейчас почти 60 % - приходятся на услуги. На информационном ресурсе ведомства более 75 тысяч материалов, обобщающих судебную практику в сфере защиты прав потребителей, - доложила Анна Попова премьеру.
В ответ Дмитрий Медведев призвал Роспотребнадзор продолжать свою работу: "Даже для того, чтобы правильным образом воспитывать тех, кто такие услуги оказывает. Я имею в виду все организации, которые являются исполнителями услуг. Там тоже хватает и хамства, и очевидных нарушений прав граждан, и просто злоупотреблений самого разного порядка", – цитирует премьера «Российская газета».
Сообщество же предпринимателей, объединившихся вокруг «Белой книги», на отмене старых СанПиНов останавливаться не собирается. От представителей малого и среднего бизнеса в Минэкономразвитие одновременно поступил и ряд других просьб, связанных с предпринимательской деятельностью. Среди них - пересмотр НДС и штрафных санкций в сторону снижения, исключение вмешательства силовых структур в хозяйственные споры, упразднение статьи 210 УК РФ, по которой обвиняемых в экономических преступлениях до суда возможно содержать в СИЗО более полутора лет и др.