Во время последней Прямой линии президент России Владимир Путин озвучил шокирующие цифры: 26% всех заключённых в российских тюрьмах сидят по статьям, связанным с наркотиками. Но неужели наша страна и впрямь - страна разоблаченных наркобаронов? Или народ у нас такой безнадёжный или с правоохранительной системой что-то не так?
Прогремевшее на всю Россию дело журналиста Ивана Голунова, закрытое в рекордно короткие сроки, придало проблеме статус, который уже нельзя игнорировать. Оно вскрыло настоящую национальную катастрофу - Голунова-то, которому, как уже никто теперь не сомневается, наркотики были подброшены, общими усилиями отбили, но как быть с тысячами других, за кого вступиться некому?
Скольким из этих 26% заключенных, кто сидит по тюрьмам за наркотики, они были подброшены ради чьей-то очередной звёздочки на погонах или по заказу? Существуют ли у полицейских планы по посадкам? Почему цифры раскрытых наркотических преступлений в разных регионах России так подозрительно похожи друг на друга?
Из отчёта Верховного суда следует, что в 2017 году по 228, "наркотической" статье Уголовного кодекса были осуждены 99 765 человек. Журналисты "Новых известий" проанализировали статистику посадок в 22 крупнейших городах и выявили подозрительно стабильные, повторяющиеся из года в год показатели - в трети городов с разным климатом, разным экономическим положением, разным ландшафтом и разным национальным составом наблюдается поразительно близкое количество приговоров в расчёте на 10 тысяч человек. Есть все основания заподозрить существование планов по арестам, которые спускаются вниз до конкретных исполнителей.
Как говорит адвокат Роман Казаков - сотрудники органов правопорядка нередко идут по пути прямой фальсификации доказательств по уголовным делам, нарушения процессуальных законов при задержании и так далее. Выбивают показания для того, чтобы повысить статистику раскрываемости особо тяжких преступлений. Просто привлекать человека за хранение наркотиков оперативникам неинтересно. У них план, который они должны выполнять, и план этот - по сбытчикам.
Подбросить же наркотики, например, при обыске квартиры, проще простого: толпа сотрудников разбегается по комнатам и уследить за всеми просто невозможно, - отмечает другой адвокат, Роман Зацаревский.