Диляра Тасбулатова
Тут прошел слух – ВГИК, говорят, празднует свое столетие.
Вгиковцы, старые и новые, те, кто закончил 30 лет назад (а то и пятьдесят), и те, что совсем недавно, заволновались – как и что, куда позовут, какая программа празднования?
Ибо широко известно, что ректор заведения, товарищ Малышев, получил от Минкульта миллиард (!!!) рублей на это самое празднование.
В программе празднования я, как ни силилась, так и не нашла применения миллиарду (сумма, согласитесь, колоссальная). Пишут, правда, о каких-то «вгиковцах», которые якобы должны «поехать по стране».
Что это за вгиковцы, почему они должны ездить по стране, и почему это должно стоить таких денег, ума не приложу.
Даже если, скажем, для поездок этих анонимных вгиковцев, выделить десятую часть миллиарда – сколько это будет, я плохо считаю? Где мой калькулятор? Опять куда-то запропастился.
Скажем, я вот тоже закончила когда-то этот ВУЗ.
И я тоже люблю ездить «по стране».
Хлебом не корми, дай только прошвырнуться по стране.
Значит – вывод простой как мычание - надо бы мне попросить у товарища Малышева энную сумму: чтобы как следует проехаться по стране (нацепив на грудь значок «ВГИК» - был у меня такой, если найду, конечно).
По какой стране, там, правда, не уточняется.
Ну, например, я люблю ездить в Соединенные Штаты.
И в Британию я тоже люблю ездить, не говоря уже о других цивилизованных странах.
Можно даже слегка и не цивилизованных, я согласна.
К примеру сказать, даже по той же России.
Ну-ну, не будем придираться: «по стране» - означает по-русски - по своей стране.
Но опять-таки, страна-то огромная: и, как бывший вгиковец, желаю провести свой мастер-класс, например, в Ханты-Мансийске. Или в Благовещенске. Или во Владивостоке: ясный пень, там меня ждут-не дождутся, все прямо с самого с утра спрашивают: когда товарищ Тасбулатова наконец поедет по стране? Не забыла бы к нам заглянуть.
Ну, хорошо: я не Норштейн и даже не Михалков, и по стране меня вряд ли запустят.
Но даже и поездка Норштейна (или Михалкова) не может стоить миллиона рублей: хотя второй претендент поездить по стране - человек, конечно, более требовательный, нежели мы с Норштейном. Вдруг он захочет грохнуть, например, уссурийского тигра в окрестностях Благовещенска или еще где-нибудь?
Прочитает лекцию – и давай на бедного тигра с ружьем. Не с рогатиной же (включаем стоимость ружья – я пока пишу, вы считайте, считайте).
Тогда другое дело – тут, может, как раз и пойдет пятая часть бюджета. Не всякий в рамках празднования лучшей школы кинематографии отстреливает тигров, и это, товарищи нужно учитывать.
Да и много чего еще, в общем-то, можно придумать.
Там, в релизе написано, что предполагается широкое празднование (типа всемирной Масленицы, наверно, с поеданием блинов с лопаты – может, на сей раз с золотой, кто ж его знает).
Вообще много трат, думаю, предстоит: кому-то надо тигра завалить, кому-то в десятизвездочном отеле остановиться, едучи по стране: на большее у меня фантазии не хватает.
Хотя одна есть, но не особо изощренная, такое каждый киношник знает: на фейерверках, как правило, можно списать большую сумму.
Опять-таки как бывший вгиковец, я могу у себя здесь во дворе устроить фейерверк, день в день – когда моей alma mater стукнет сто лет. У меня много пацанов знакомых – они часто тут взрывают.
Ну и тэ дэ.
Зато нас, бывших вгиковцев, пригласили без обеда-ужина и шампанского, в сам институт: посидеть тихонько по кафедрам, прямо в аудиториях.
Для чего еще и предложили зарегистрироваться на сайте: вдруг придет кто-то левый посидеть с нами в аудиториях (развлечение даже для бомжей странное).
Хотя…
Дело-то будет в ноябре, вдруг кто придет погреться.
Потом (предполагают вгиковцы) самим нужно организоваться и - в кафе.
Ну, мы и сами можем организоваться – зачем для этого сначала сидеть в аудиториях?
Чтобы ректор Малышев зашел нас поприветствовать?
Я, конечно, его давно не видела, соскучилась, но…
Зато (переходим на другой, более официальный тон) конкурс
дебютов - а как еще развиваться отечественному кино, если нет эстафеты и молодых? – фатально разделен между теми, кто имеет профильный диплом и кто его не имеет.
То есть между вгиковцами и всеми остальными, кто мог получить образование или в частной киношколе или вообще не получить, что в случае таланта особого значения не имеет.
Цитирую обозревателя «Новой газеты», Ларису Малюкову:
«… 31 июля состоялась знаменательное событие, которое с волнением дожидалось киносообщество, — публичная защита кинодебютов в Министерстве культуры. Руководитель департамента кино Ольга Любимова сказала, что и для департамента это едва ли не главное событие года. Однако впервые российские кинодебютанты чиновничьей рукой были разделены на два неравноправных конкурса.
В одном на поддержку претендуют все молодые авторы, разными путями пришедшие в режиссуру. В другом — только выпускники государственных вузов (прежде всего ВГИКа), бюджетники, до тридцати, у которых в дипломе написано: «режиссер кино и телевидения».
И вот красноречивое соотношение цифр. На первый конкурс подано 150 проектов. На второй — 17.
Нововведение вызвало нешуточное беспокойство продюсеров, режиссеров, дистрибьюторов, но прежде всего начинающих кинематографистов. В соцсетях распространено открытое письмо выпускников российских киношкол и вузов с обращением к министру культуры Владимиру Мединскому. Авторы петиции обеспокоены новым конкурсом, дискриминирующем их права».
Кстати, скажу уже от себя, «профильного» образования нет ни у Хлебникова с Попогребским, ни у Сигарева, ни у Серебренникова – то есть у представителей цвета российского кино.
И последнее: ВГИКу остро не хватает ни техники, ни средств для дебютов, добиться чего-либо у институтской студии почти невозможно (об этом студенты писали в соцсетях).
Зато, как вы уже, надеюсь, поняли, есть миллиард для празднования столетия.
P.S.
Пока я писала эту заметку, мне позвонил бывший вгиковец, рассказав, что деньги давно осваиваются: по бывшим республикам ездили делегации в составе четырех человек.
Ну, вы сами вооружитесь калькулятором.
Тяжело подсчитывать.
Такие вот дела.