Кто управляет Москвой? Казалось бы, ответ на этот вопрос простой. Всем известно имя мэра, достаточно часто упоминается правительство города, а в связи с грядущими выборами в городскую думу, про нее вспомнили и те, кто забыл о ее существовании.
Эмилия Слабунова, председатель партии "Яблоко"
То есть, институты управления в наличии, (причем и статус имеют государственных органов властии управления), поступает информация о принимаемых решениях.
Но любое принимаемое решение является лишь инструментом для реализации задач на пути достижения цели. И вот тут вопрос - что является основанием для их принятия?! Обычно таковыми являются стратегические документы – концепции, стратегии, программы, а затем и планы по их реализации. Так происходит в любой приличной организации- будь то бюджетной, коммерческой или общественной.
Такой порядок предписан и для всех субъектов РФ федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Согласно этому закону, у каждого российского региона должны быть несколько документов: стратегия социально-экономического развития субъекта (целеполагание); прогнозы социально-экономического развития на долго- и среднесрочный период, бюджетный прогноз; план мероприятий по реализации стратегии; государственные программы субъекта и схема территориального планирования. Все они должны выноситься на общественное обсуждение, а после утверждения подлежат регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
Порядок этот общий для всех, исключений ни для кого не делается. Это и понятно, что любому региону важно иметь четкие цели, задачи и пути их решения. Еще древние говорили: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». В данном случае не будем обсуждать качество целеполагания и стратегических документов в нашей стране. К ним много вопросов. Про общественное обсуждение и говорить не приходится, его просто нет. А воплощение в жизнь поставленных в документах целей и задач – это вообще предмет боли любого переживающего за страну человека.
Сейчас о другом – о Москве. Москва является самостоятельным субъектом РФ, на неё распространяются требования всех законов в общем порядке. При этом на сайте мэра Москвы, он же сайт Правительства Москвы, мы не найдем ни одного из положенных документов, за исключением нескольких госпрограмм. Заглянем в Федеральный государственный реестр и найдем лишь «Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», т.е. среднесрочный и те же госпрограммы. И все!Можно было бы надеяться, что в Генеральном плане Москвы удастся обнаружить какие-то целевые установки, но не приходится- в марте2017 год из Генплана изъяли часть 1. «Социально-экономические предпосылки развития города Москвы».
Возможно, читающего эти строки посетила мысль, что стратегию для столицы страны определяет федеральный центр, как, например, было в Великобритании, где до 2000 года стратегия развития Лондона находилась в руках правительства и лишь затем перешла в руки мэра и его администрации. И опять мимо!
Федеральный центр также не стремится внести определенность в будущее столицы. В феврале этого года утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, в которой для 84 субъектов определены перспективные экономические специализации, то есть фактически закреплена структура региональных экономик. Раздела, посвященному 85-му субъекту – Москве – нет. Москва лишь дважды упомянута: в перечислении агломераций и в списке перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня. При этом, специальным постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 года утверждён порядок разработки и утверждения Стратегии, который предписывает, что она разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации.
Иногда цели развития для Москвы провозглашаются руководителями государства, но, не находя подкрепления в стратегических документах, декларируемые проекты остаются лишь пустыми словами. Наиболее ярким свидетельством тому является проект создания в Москве к 2020 году Международного финансового центра, который так и не реализован.
Это лондонцы на 441 странице стратегии развития своего города могут увидеть, как Лондон будет становиться мировым лидером в области улучшения окружающей среды, обеспечивать открытость, доступность и безопасность своих районов, улучшать доступ к работе и досугу для каждого, решать проблемы экономического роста и роста населения и станет городом, «который восхищает чувства». Это парижанам понятно в «Плане устойчивости Парижа», как власти будут бороться с неравенством, противодействовать последствиям глобального потепления и что к 2030 году будет построено 1,5 миллиона социальных квартир. Москвичам остается только строить догадки про то, что их ждет.
Узнать, какие перспективы ожидают столицу, какие направления развития будут обеспечивать ее экономический рост, не представляется возможным ни из федеральных, ни из региональных документов. А это вопросы, которые важны как для тех, кто планирует стартапы, так и для действующего бизнеса, малого и среднего особенно. Не случайно именно неопределенность экономической политики бизнес в опросах последних лет называет в числе основных факторов, сдерживающих его развитие.
Вряд ли стоит кого-либо убеждать, что понимание целей, задач и перспектив развития Москвы важно для организаций любой сферы деятельности, профессиональных сообществ, семей, выпускников школ и студентов вузов, общественных движений и организаций, для любого москвича. Это важно и не только для москвичей, потому что столица всегда является центром привлечения внимания, примером и даже образцом.
Таким образом, гигантский столичный мегаполис стал зоной, свободной от целеполагания и планов. Правительство Москвы сделало это явно сознательно. Ну не может же столичная бюрократия быть столь некомпетентной и не знать требования федеральных законов! Московская городская дума помогла чиновникам. Имея законодательные полномочия, ее депутаты не разработали свои региональные законы о стратегическом планировании. Имея контрольные функции – не призвали С. Собянина и чиновников к ответу за отсутствие элементарных документов.
Понятно, для чего нужна такая свобода. Отсутствие утвержденных целей и задач, показателей их достижений, планов и планируемых результатов обеспечивает полную свободу действий в принятии решений правительству Москвы, выводит эти действия из-под политического, экспертного и общественного контроля.Свобода нужна для того, чтобы обеспечивать интересы крупных бизнес-структур, причем в режиме «здесь и сейчас», и распределять бюджет по своему усмотрению. Это позволяет бюрократии существенно повышать свою капитализацию и извлекаемую бюрократическую ренту.
Ну а риски от ошибочных, ситуативных и хаотичных решений бюрократии, доминирования коммерческих интересов строительных, транспортных, торговых и иных кампаний над интересами граждан, субъективных представлений и вкусов конкретных представителей власти оплатят москвичи своим здоровьем, комфортом и безопасностью. Для них такие решения оборачиваются уплотнительной застройкой, вырубкой парков и скверов, оптимизацией учреждений дополнительного образования, принудительной реновацией, сугробами реагентов под ногами, космической цены бордюрами, золотыми липами и пластиковыми сакурами, проблемами с утилизацией мусора.
Почему пишу об этом именно сейчас? Ситуация с недопуском кандидатов от оппозиции на выборы в депутаты Мосгордумы показывает степень заинтересованности московской бюрократии в сохранении свободы действий и бесконтрольности и демонстрирует силу ее сопротивления тому, чтобы появились депутаты, которые поставят под контроль стратегию развития столицы, бюджет, деятельность исполнительной власти и выдвинут соответствующие законодательные инициативы.
С главами муниципальных районов и кандидатами в депутаты МГД от партии «Яблоко»мы направили обращение к мэру Москвы С.Собянину и председателю Мосгордумы А. Шапошникову с просьбой объяснить москвичам бездействие в разработке стратегических планов развития Москвы. Ждем ответа. Но опыт и интуиция подсказывают, что мы увидим лишь подтверждение вышесказанному.