Иван Петровский
1 августа глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отчитывался Владимиру Путину об успехах госкорпорации в первом полугодии 2019 года. Внимание президента, вероятно, не случайно: Роскосмос, не совсем правильно потратив почти триллион рублей, в прошлом году был назван Счётной палатой главным финансовым нарушителем, Алексей Кудрин заявлял о краже миллиардов рублей, и всё это на фоне стремительно падающего космического престижа страны... Интересно, что Рогозин президенту рассказывал о том, что строительство Национального космического центра (офисные и жилые здания на территории Центра им. Хруничева с производственными помещениями) за 25 млрд. рублей позволит провести финансовое оздоровление госкорпорации к 2024 году. Еще глава Роскосмоса рассказал о нескольких успешных коммерческих пусках своими силами в 2019 году. Этим действительно можно было бы гордиться, если бы не яркий контраст со SpaceX, который совершил за это же время 5 пусков с коммерческой полезной нагрузкой, не считая грузовиков к МКС.
Но космос – это не только сами пуски ракет, куда больше людей занято в производстве этих ракет, космических аппаратов, и множества деталей. И вот как раз с производством возникают большие проблемы. Рогозин жаловался Путину на то, что предприятия Роскосмоса загружены только на 40% - 50%, и одновременно хвастался тем, что заводы госкорпорации обеспечивают нефтяников запорной и фонтанной арматурой, и прочими устройствами.
«Ширпотреб» во все времена: что сегодня производят на предприятиях Роскосмоса
Так чем занимается Роскосмос: космической техникой или же куда более «приземлённой» продукцией? Безусловно, переход технологий из оборонно-промышленного комплекса или из космонавтики в сектор товаров повседневного пользования – это естественный и нужный процесс. Иначе не было бы у нас того же интернета, точных навигаторов, миниатюрных цифровых камер... Но теперь посмотрим, какие «космические технологии» нам дают предприятия Роскосмоса сегодня. «Новые Известия» изучили ассортимент продукции 77 предприятий, входящих в состав Роскосмоса, и немало удивилась. В нашей инфографике - несколько самых ярких примеров.
Вот что о такой деятельности предприятий, входящих в состав Роскосмоса, говорят эксперты.
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт в таком производстве видит историческую подоплёку:
«Производство непрофильной продукции – это традиции. Ещё в советские времена они были обязаны производить ширпотреб. В СССР порядка 60% машиностроения было занято выпуском военной продукции. Например, Центр Хруничева выпускал санки и лыжные палки. Но в СССР такой подход был самым быстрым вариантом обеспечить людей товарами повседневного пользования. Сегодня же я не вижу причин вот этого воспроизводства Советского союза. Рогозин вполне молодой человек, но синдром Советского союза поразил и его».
Независимый эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич:
«Задачи Роскосмоса оговорены в законе о космической деятельности. И там нет ни запорного оборудования, ни трамваев. Это не основное и не главное. Докладывать об этом президенту или пиариться так - просто глупо. Трамваями и прочим можно заниматься дополнительно, но это не профильная деятельность. Если, например, у меня есть банк, в холле которого стоит аппарат по продаже кофе, я же не буду отчитываться о результатах продажи кофе.»
Дело не просто в нелогичном хвастовстве, но и в расходах бюджетных средств, которые формируются за счёт налогов.
«Если ресурсы на непрофильную продукцию идут из бюджета на основной вид деятельности, а на выходе получается побочная продукция, тогда надо проверять на нецелевое использование средств. А Роскосмос – наименее эффективное учреждение с наибольшим объёмом нецелевого использования средств», - добавляет Лукашевич.
Реакцию Сергея Королёва, Юрия Гагарина и ведущих конструкторов, стоявших у истоков космической отрасли, если бы они узнали, что их труды ушли на пивоварни, санки и краны для трубопроводов (одно дело, когда просто приходится производить ширпотреб по указу сверху, и совсем другое, когда он закрепляется как основная продукция предприятия), пожалуй, лучше даже не представлять. А математик Мстислав Келдыш, который создал теоретическую базу для полётов по околоземной орбите, полётам к Луне, и решил проблемы механики межпланетных полётов, вряд ли бы обрадовался, узнав, что центр, названный его именем, занимается очисткой сточных вод, как бы хорошо это не было для экологии.
Однако для самих предприятий такое удивительное производство – иногда единственный способ выжить. Вадим Лукашевич отмечает: «Если продукция соответствует уровню предприятия, если её производство идёт не в ущерб для основной продукции, если не ведёт к срывам сроков, то это нормально». Что ж, остается только задаться вопросом, соответствуют ли домашние батареи и аппарат для рогаликов уровню предприятий космической отрасли?
Нужны ли стране «космические» санки?
Так неужели никак нельзя загрузить предприятия задачами профильного космического производства? Поскольку у нас в стране отсутствует свободный космический рынок, то загружать предприятия может только Роскосмос, который фактически является и заказчиком, и исполнителем. А у Рогозина на это все свой взгляд. Например, было объявлено, что производство двигателей для ракеты-носителя «Протон-М» прекращено. В дальнейшем ставка делается на модульную ракету «Ангара». Как раз недавно был размещён заказ на производство лёгкой версии «Ангара 1.2» за 2,027 млрд. рублей. Много это или мало? Вот смотрите: «Союз-2.1б», ведущий родословную из 50-х годов прошлого века, стоит порядка 1,3 млрд. рублей. И к тому же может вывести на орбиту более тяжёлую полезную нагрузку. Вот такие новые технологии, которые при худших характеристиках выходят на 54% дороже старых...
Сравнение с иностранными аналогами тоже не в пользу «Ангары»: 2 млрд. рублей – это порядка 30 млн. долларов. И это только производство без учёта транспортировки, подготовки, обслуживания, запуска, стоимости топлива… Всё это кардинально меняет стоимость для заказчика пуска. Илон Маск предлагает за 62 млн. долларов запустить «Falcon 9», который способен вывести на низкую околоземную орбиту 22,8 тонн вместо 3,5 «Ангары 1.2». Конкурентом «Falcon 9» должна стать «Ангара А5», только у неё в первой ступени использован не один универсальный ракетный модуль, как у лёгкой версии, а сразу 5. И цена, соответственно, будет значительно выше. Найдутся ли желающие просто так заплатить лишних несколько десятков миллионов долларов? Кроме самого Роскосмоса и нашего Минобороны, которому некуда деваться, вряд ли.
Нет никаких гарантий того, что побочная продукция, на которую сейчас делает упор Дмитрий Рогозин, обеспечит светлое будущее отечественной космонавтике. Мировая практика показывает, что предприятия, занимающиеся своим делом, оказываются эффективнее тех, которые берутся за всё подряд. Дело не только в сложности управления многопрофильным предприятием, но и в особенностях космических технологий. Натан Эйсмонт указывает на то, что они очень дорогие, соответственно, и конечная продукция выходит дороже, чем у конкурентов. Трактору, работающему в поле, не нужны технологии космоса – это бессмысленное удорожание конструкции.
Вадим Лукашевич: «Если бы ракеты летали, если бы космический корабль «Федерация», который строим 15 лет, был запущен, а лабораторный модуль «Наука» для МКС достроен, тогда позволительно было бы этим (непрофильной продукцией – Прим. ред.) гордиться… Но это не их задачи: Роскосмос занимается федеральной космической программой».
Правило разделения обязанностей и задач действует везде. Тот же Илон Маск, уже освоивший многократное использование возвращающихся на Землю первых ступеней ракет, возврат головного обтекателя, многократный запуск грузовиков к МКС, который готовится к отправке астронавтов на МКС и разрабатывает космический корабль для межпланетных полётов, тоже занимается другими делами. У него есть производство массовых электромобилей, есть компания по бурению тоннелей. Разница в том, что это всё разные компании с разными источниками финансирования!
У нас же средства федеральной космической программы расходуются на предприятия, выпускающие, в лучшем случае, оборудование для нефтянки. При СССР предприятия были обязаны выпускать ширпотреб, в 90-е при почти при полном отсутствии финансирования за счет этого вообще выживали. Сегодня же всё выродилось в странную PR-кампанию главы Роскосмоса. Эксперты предупреждают: вряд ли такой пиар будет удачным для тех, кто его использует.
Натан Эйсмонт:
«Если Рогозин хочет под флагом трамваев получать больше денег на космос, то это вряд ли получится. Скорее, наоборот».