Алина Витухновская, публицист
Начало последнего месяца лета в США задалось кровавым: только приблизительно за одни сутки произошло два массовых убийства — 3-его августа в городе Эль Пасо, штат Техас 21-летний Патрик Крузиус, вооруженный полуавтоматической винтовкой WASR-10 (по виду напоминает автомат Калашникова), открыл огонь по посетителям и работникам местного супермаркета, убив 20 и ранив 26 человек.
Буквально на следующий день на другом конце страны — в городе Дейтон, штат Огайо, 24-летний Коннор Беттс беспорядочной стрельбой убил 9 и ранил 26 человек.
Начало этой череде безумных расправ положил фестиваль чеснока в городе Гилрой, штат Калифорния, состоявшийся неделей ранее, а именно — 28-ого июля этого года. Тогда погибло 4 и было ранено 13 человек. То есть, практически за неделю в Штатах было убито и ранено несколько десятков человек.
Воистину, происходящее напоминает начало сюжета Стивена Кинга. А Стивен Кинг, как известно, писатель, работающий с массовым бессознательным. Сейчас мы видим, что это массовое бессознательное (коллективное «Оно») прорвалось наружу из недр инобытия, одновременно устремившись на случайных прохожих и 2-ю поправку к Конституции Соединенных Штатов Америки, гарантирующую право американских граждан на владение оружием.
Мы можем не сомневаться в том, что все американские политики и публичные деятели скажут правильные слова и призовут общественность, каждый к чему-то своему — кто к постоянной бдительности как неотъемлемой части жизни свободного человека, кто к христианскому милосердию, а кто и попытается использовать данные события для собственной политической карьеры. При этом факт остается фактом — когда оружие попадает в руки неуравновешенных, эмоционально неустойчивых или же откровенно психически нездоровых граждан, жди беды. Но должен ли следовать из этого однозначный вывод о полной отмене права владения оружием для гражданских лиц? Мой ответ — нет, не должен.
Я убеждена в том, что единый подход в области безопасной политики гражданского оружия должен быть одновременно и гибким, и дифференцированным. Поэтому являясь последовательным сторонником права граждан России на обеспечение собственной безопасности с помощью личного оружия, я полагаю, что полное изъятие гражданского оружия не является необходимой мерой, способной предотвратить массовые убийства. Ибо они могут быть точно так же осуществлены с помощью как нелегальных сил и средств (оружия, приобретенного на черном рынке), так и с помощью легальных (например, автотранспорта, да хоть и бытовых ножей). Однако это не означает, что вышеупомянутые легальные средства повышенной опасности следует также немедленно запретить. Кроме того, гражданское оружие является в значительной мере сдерживающим фактором, первым барьером на пути потенциальной угрозы терроризма, включая и массовые убийства.
Рассмотрим психологический аспект такого страшного явления как массовые убийства. Сегодняшними стрелками в толпу все чаще становятся не сумасшедшие злодеи и террористы из голливудских боевиков, а вполне обычные граждане, сами ставшие жертвами информационных войн, ведущихся по принципу «всех со всеми». Различные медиаресурсы всевозможных коммерческих, религиозных и политических группировок ведут непрекращающуюся круглосуточную войну друг с другом, как это делали ранее целые блоки государств в период т.н. «Холодной войны». Добавьте к этому целые океаны и моря социальных сетей, где непрерывным потоком идет противостояние всех видов и форм смысловых течений — от вкусовых пристрастий, до идеологических предпочтений, помноженное на личностные факторы их многочисленных участников.
Именно поэтому портрет современного массового убийцы все чаще стал украшать некий информационный манифест, как правило, обнаруживаемый лишь постфактум, ибо до совершения злодейства ни он сам, ни его автор не представляли для общества никакого интереса, ибо каждый день подобное генерируется в промышленных масштабах.
Смею предположить, что современная проблема крайне отчаявшегося, загнанного в угол опасного одиночки — это не столько его личная проблема, а прежде всего, проблема общества, лицемерно отвернувшегося от индивида, но при этом продолжающего его эксплуатировать в качестве объекта для социальных, коммерческих и политических экспериментов.
Общество, где ответственность за производимые действия в информационной сфере, сведенные к минимуму, либо политически ангажированы, представляет собой полигон сериала «Дикий Запад», где каждый осознавший себя биоробот рискует однажды «сорваться с катушек», отключиться от управляющего луча, отклониться от регулирующей программы — для того, чтобы вершить собственное, как ему кажется на данный момент, правосудие. А может быть, он просто хочет получать реальную положительную обратную связь, а не мифологизированную, возведённую в абсолют «любовь», религиозные бредни или убогие шаблоны «простого человеческого счастья», от которых сегодня тошнит практически всех осознанных людей?
Резюмируя — чтобы бунт одиночки более не приводил к кровавым эксцессам, пора крепко задуматься над тем, а все ли в порядке с сегодняшним обществом? Прежде чем вводить очередные запреты, ограничения и глобальную систему слежки, нужно задать себе вопрос — а не являются ли они настоящими катализаторами массовых убийств?