Posted 5 августа 2019, 16:56

Published 5 августа 2019, 16:56

Modified 7 марта, 15:52

Updated 7 марта, 15:52

Снова в спячку? Эксперты обсуждают перспективы протестного движения

5 августа 2019, 16:56
В социальных сетях высказываются разные, часто противоречащие друг другу мнения о том, чем завершатся протестные акции в Москве

После серии протестных акций в столице России, наступил короткий антракт, во время которого их участники оценивают дальнейшие перспективы. Единого мнения тут нет даже у специалистов. Так, например, политолог Мария Снеговая высказалась довольно пессимистично:

«Страх в крови. Смешанные впечатления по результатам 3 августа. У меня пока нет ощущения "победы протеста" или даже его роста. После зверства властей к участникам акции 27 июля, 3 августа должно было выйти в разы больше людей.

Но в Петербурге на разрешенную (!) акцию в поддержку москвичей вышло гораздо меньше людей, чем 27 июля (порядка одной тысячи вместо пяти).

В Москве на неразрешенную акцию вышло меньше, чем 27 июля. Часто встречались знакомые лица - те же, а не новые. Все напуганные огромным числом силовиков, настороженно озирающиеся, боящиеся что-либо скандировать (сразу же заметут), только изредка хлопающие (пока еще можно). Большинство светлые и интеллигентные, особенно контрастно смотревшиеся на фоне звериных рож из оцепления, много молодых.

Тут комментаторы восхваляют ненасильственный характер этого протеста: "витрин не бьют, с омоном не дерутся", но причины этого в 1) страхе участников, 2) преобладающей численности силовиков, 3) продолжающемся доминировании интеллигенции в составе протеста, а не в чем либо еще.

Возможно, ситуация изменится в сентябре по возвращении людей из отпусков, но пока у меня нет ощущения разрастания протеста. Отчасти эйфория комментаторов вокруг этой протестной волны связана с радостью от постепенного пробуждения общества от посткрымской дремы. Но проснулись, увы, пока немногие...»

***

Историк Андрей Зубов, известный своими оппозиционными взглядами, напротив, настроен весьма бодро:

«Теорией революции я занимаюсь много лет. Только что вышла из печати моя книга "Россия. 1917. Катастрофа. Лекции о Русской революции" (Рипол-классик, 2019). Много лекций прочел я и о революции 1905 г.. Много обсуждал эти темы с покойным Ричардом Пайпсом, автором известной трехтомной Русской революции. Книги Бёрка, Токвиля и Карлейля о Французской революции всегда рядом со мной. Я не давлю авторитетом. Я просто хочу сказать, что то, что я написал - вовсе не наивность. Это приложение к сегодняшней ситуации многовекового исторического опыта европейских революций.

Наша нынешняя ситуация очень напоминает именно восстание масс против несправедливого режима, оставляющего в нищете и бесправии большинство сограждан и присвоившего себе право на богатство, суд и расправу. Это отнюдь не ситуация победившей революции - не 1793 г., не 1918-53, когда революция пожирала своих детей. Это ситуация, когда богатые и довольные верхи хотят удержать свое богатство от народа.

Первое, что необходимо для революции, это раскол в народе, когда часть его перестает считать власть "своей", "законной", "естественной". Когда люди начинают считать или понимают (кому как угодно), что их "дурят". Этого не было в 2011 и в 2015. Но это есть сейчас. Это вдруг оформилось летом этого года на фоне падавшего с весны 2018 рейтинга власти.

Второе. Низы не хотят жить по старому. Житье стало бесперспективно-нищим. Здесь важны оба слова. Когда бедные надеются на улучшение своей жизни благодаря усилиям власти - власть крепка. Эта надежда ныне исчезла повсеместно у половины граждан, а то и более.

Третье. Власть не может править по старому. Ясно, что не может. Игры в русский мир, Крым наш и прочее дурение мозгов закончилось. Люди перестают смотреть телевизор. Власти не верят и патриарху тоже не верят. Старые "мягкие" методы себя исчерпали. Осталась грубая сила - она налицо на бульварах Москвы, в Шиесе, в Екатеринбурге. Началось устрашение репрессиями - террор. Пока - малый.

Четвертое - и это как раз нынешний момент. Общество, разуверившееся во власти начинает добиваться своих целей сначала мирным протестом. Есть еще уважение к законной силе полиции. Вспомните банкетную кампанию 1904 г., шествие Гапона к Зимнему, февральские 1917 г. демонстрации в Петрограде. Но власть, после того, как исчерпала возможности идеологии, к мирному протесту начинает применять грубую силу.

И, тогда, пятое - протест очень скоро перестает быть мирным и завершается взятием Бастилии, штурмом Тюильри, восстаниями по всей России с февраля-марта 1905 и восстанием солдат Петроградского гарнизона в последних числах февраля 1917 г. Расправы солдат, казаков, полиции, пролившаяся кровь очень быстро побуждает разуверившихся людей к ответным действиям. Насилие порождает насилие еще большее. Это - аксиома. И вторая аксиома - в такой революции народ всегда побеждает власть, если на помощь старой власти не приходит какая-то мощная внешняя сила - Россия в Венгрии в 1848 г., Россия же в Сирии в 2015-17 гг., пруссаки во время Парижской коммуны. Да часто и тогда реставрация плохо удается - опыт той же Франции.

Но это уже из области будущего.

Сейчас я могу констатировать, что мы стоим у порога того этапа революции, когда кровью отвечают за кровь, насилием - на насилие. Если этот порог будет перейден - начнется реальная гражданская война, которой я всей душой не желаю.

Может ли быть альтернатива такой революции? Да, разумеется. Но только при условии, что реальная власть от тупого подавления уже начавшегося протеста перейдет к широким реформам и не будет останавливаться, как остановился Николай II в 1910-11 гг., а то и раньше. Тогда государство сильно изменится, демократизация власти произойдет, перераспределение богатства восстановит единство общества и страна сможет развиваться мирно. Это опыт Великобритании в XIX-начале ХХ века, опыт освобождения Индии после Второй Мировой войны. Редкий, надо признаться, опыт...»

***

Интересную мысль о том, как делаются революции, высказал телеграм-канал Майор и генерал:

«Для победы "майдана" нужна его поддержка со стороны власти. Улица сама по себе, по крайней мере в 21 веке, не побеждает никогда. На условном "Западе" это может быть поддержка со стороны законодательной ветви власти (например, у "оранжевых" на Украине было большинство в Раде, а второй раз - значительное количество знаковых депутатов плюс олигархи), на Востоке в какой-то момент протестующих начинает поддерживать армия, или ее часть.

Это актуально даже для Ливии. Именно это объясняет, как при наличии мощнейшей оппозиции (как в Турции) или катастрофическом падении уровня жизни (как в Венесуэле) власти успешно справляются с миллионными толпами.

Выводов из этого не будет. Сами сделаете...»

А журналист Андрей Медведев, кстати, зарегистрированный кандидат на выборах в Мосгордуму, развил эту мысль в своем канале:

«Ну самый близкий нам пример Февральская революция 1917 года. Типичный «майдан» сверху. Против императора выступили все. И члены его семьи, и министры, и армия, и крупные предприниматели, даже церковь по сути предала, оставила его один на один с революционными массами.

То есть все эти февральские бунтари на улицах Петрограда так и остались кучкой бунтарей, если бы не мощная поддержка власти и бизнеса. Не будь ее – раскатали бы в тонкий блин всю февральскую революцию. Как раскатали, с большой кровью, конечно, революцию 1905-1907 годов.

Хотя тогда, два года страна бушевала. Теракты, погромы, черносотенцы убивают левых, левые – отвечают тем же, Семеновский полк в декабре 1905 в Москве разносит баррикады на Пресне из пушек, Рененкампф и Меллер-Закомельский кровавой косой сносят восставших. А бунтуют и армия и флот, и Закавказье и Польша. И ничего. И власть устояла. Потому власть не поддержала «майдан». Февральская революция была действием куда менее кровавым, и совершенно локальным . Но результат известен.

И конечно, верхи верхами, но без народной поддержки тоже никакой «майдан» не сложится. Но вот именно народной. Мы же понимаем, что столичная тусовочка, хипстеры, модные и прекрасные творцы пустоты, работники офисов и журналисты/райтеры, эти сорокалетние тетеньки и дяденьки, называющие себя именами – Миши, Насти, Саши, Кати – они не совсем народ, они страшно далеки от него, и народ свой обычно глубоко и искренне презирают.

Тусовочка революции не делает. Ленин вот знал толк в революции. Потому, например, и писал, что июльское восстание 1917 не вышло, потому что «не было еще за нами класса, являющегося авангардом революции. Не было еще большинства у нас среди рабочих и солдат столиц». Да и октябрь 1917 был тоже под вопросом. Но тогда власть не была за или против. Её по сути уже никакой не было. Большевики пришли и забрали, что плохо лежит.

А еще ближе к нам 1991 год. Это разве 500-тысячный митинг на Манежной стал причиной развала СССР? Разве? Или это партийная, военная верхушка и спецслужбы просто порешали по-своему? Ответ же понятен всем, кажется...»

Из интервью "НИ" с Дмитрием Гусевым, президентом консалтингового агентства «Bakster-group»:

- Как вы можете оценить протестные акции в Москве и какой видите выход из сложившейся ситуации?

- Выход из ситуации простой:

  1. Городская московская власть должна обеспечить людям возможность собираться на разрешённых территориях. Дали Сахарова – пусть идут на Сахарова.
  2. Правоохранительные органы должны всем зачинщикам беспорядков дать столько, сколько это положено по закону. И чем скорее, тем лучше. И прекратить все эти массовые беспорядки в Москве.
  3. Избиркомы должны поступать так, как предполагает закон: сдали документы на визу соответствующего качества – зарегистрировать. Если документы не все и не соответствующего качества – не регистрировать.

- Появилась информация, что 5000 подписей из тех, что ранее были признаны недействительными, были признаны действительными.

- Всё равно подписей не хватает. Значит, не надо регистрировать. Те же самые фамилии – Соболь, Янкаускас, Галямина, Митрохин – эти все люди в 2014 году собирали подписи и собрать не смогли. Они тогда признали, что им тяжело это было сделать. Те подписи, которые они сдавали имели те же самые нарушения – мёртвые души, дубли. Сейчас за пять лет они не подготовились и снова не смогли собрать подписи. Но сейчас, если они скажут, что они не смогли собрать подписи, им ответят: ребята, как на вас рассчитывать, если вы даже подписи не смогли собрать? Поэтому у них выхода не было, кроме как устроить массовые беспорядки. Пять лет надо было что-то делать, а не сидеть. В этом проблема. А теперь они призывают людей под пули, под дубинки. Власть предоставляет места для акций. Правоохранительные органы должны обеспечивать порядок на этих местах и тех, кто призывает к массовым беспорядкам и запрещённым акциям – наказывать по закону. Другие люди, которым не нравится это, должны сказать: ребят, не получилось, сидите на попе ровно. Потому что большинству людей не нравится, когда выходят и начинают чудить.

- Как Вы полагаете, протестная активность будет нарастать или заглохнет?

- Стухнет! Кто захочет сидеть за то, что Люба Соболь не собрала подписи? Когда была реновация, было понятно – люди бились за жильё. А за подписи Любы Соболь никто сидеть не захочет. Но общество должно жёстко высказаться по отношению к этим провокаторам и бузотёрам. Надо разбираться с организаторами массовых беспорядков. Это – провокаторы! Надо называть вещи своими именами: в Москве проходят организованные массовые беспорядки, те, кто хотел протестовать, пришли на проспект Сахарова и высказал свою позицию.

Подпишитесь