В Петербурге скоро состоится суд над «лидерами» местной Саентологической церкви. Расскажем, почему лидеров берем в кавычки, и с чем связан тот факт, что дело адептов Хаббарда вела ФСБ.
Евгений Колесников, Санкт-Петербург
На скамье подсудимых окажутся - Галина Шуринова, Иван Мацицкий, Анастасия Терентьева и Сахиб Алиев. Им вменяют незаконное предпринимательство и экстремизм. Вот только по ходу пьесы, то есть, оперативных мероприятий и следствия, вроде маячила и более серьезная статья – «шпионаж». Да еще в интересах США и Великобритании.
Штаб – на Бабушкина, вербовка – на Невском
Перечисленные лица подозреваются в том, что в период с 2013 по 2016 гг. заработали 276 миллионов рублей на предоставлении услуг без регистрации в качестве юридического лица. В ходе масштабного обыска, сотрудники ФСБ изъяли в помещениях Церкви саентологии литературу, которая, предположительно, является экстремистской, что, впрочем, может быть доказано только судом. К вопросу, почему статус Шуриновой, Мацицкого, Терентьевой и Алиева «лидеров» Саентологической церкви вызывает сомнения, мы еще вернемся, а пока расскажем, что из себя представляет эта организация в Петербурге, и как она вербует адептов.
Штаб-квартира Церкви Саентологии располагается на ул. Бабушкина в Невском районе. Но вот привлечение граждан в свое лоно, в основном, происходит на Невском проспекте, на пересечении с Владимирским. Там улыбчивые молодые люди предлагают прохожим бесплатно пройти так называемый Оксфордский тест. Это 200 вопросов, ответы на которые как бы помогают лучше понять себя, выявить свои проблемные точки. Клюнувших на тест отправляют проходить его в помещение, находящиеся рядом. Суть в том, чтобы человек почувствовал, что с ним что-то не так. Про «не так» объясняет специально обученный человек, который как бы анализирует тест конкретного персонажа. Он говорит о том, что те или иные проблемы мешают человеку добиться успеха в профессиональной или личной жизни, но их можно решить. Во-первых, необходимо для выхода из тупика купить несколько книжек Хаббарда, основателя Церкви саентологии. Они недешевы. Во-вторых, пройти еще более дорогие курсы типа «личностного роста», которые проводят «специалисты» уже в штаб-квартире саентологов на ул. Бабушкина.
Как рассказал нашему корреспонденту оперативник ФСБ, занимающийся этим делом, так промываются мозги и вымываются деньги у рядовых адептов. Но аналитический отдел Церкви отбирает наиболее перспективных из них для работы на организацию, которая заключается, собственно, в выманивании денег у населения. И, по версии следствия, этот процесс происходит вне рамок закона о предпринимательской деятельности. Есть и спецтермины, принятые внутри организации: «штат» - это работники Церкви, те, кто предоставляет услуги и зарабатывают, они же «регистраторы»; адепты – это «публика», то есть, клиентура – овцы, которых надо стричь. Кстати, график штатного петербургского саентолога крайне жесткий – 5 рабочих дней с 9:30 до 21:00, 1 рабочий день с 10:00 до 18:00 и только 1 выходной.
«В свое духовное развитие нужно вложить миллион!»
Журналист и культуролог Далья Варновская на целый год внедрилась в Саентологическую церковь Петербурга, дабы понять, как работают ее внутренние механизмы, коммерческие рычаги и идеологическая нагрузка. Начинала как раз с рядового адепта, а потом продвинулась по иерархической лестнице, была «этик-офицером» (следит за поведением остальных членов Церкви) и «регистратором» (продажником). Она рассказала нашему корреспонденту о самом интересном, - о конкретных цифрах в «предпринимательской деятельности» саентологов: «В организации сильно развит маркетинг, в том числе, сетевой. Адепту обязательно и жестко предлагаются платные курсы, на которых на нем оттачивают психотехники. Но, главное, зарабатывают! Одной из техник является так называемый одитинг, который продается пакетом часов - 12,5 часов стоит 62500 рублей. Не один и не два, и не три пакета придется купить тому, кто хочет очиститься от всего, что мешает, то есть достичь состояния «клир» (от англ. очищенный). Чтобы стать клиром человеку понадобится не менее 16 пакетов, а значит, что в свое духовное развитие он должен вложить не менее 1 000 000 рублей (миллион!).
В итоге за одну неделю Саентологическая Церковь СПб имеет валовой доход от 2,5 до 5 миллионов рублей - это чистый доход от продажи услуг и товаров. Регистраторы часто предлагают клиентам залезать в долги, брать кредиты. Я лично общалась с человеком, у которого было два кредита, и его мне нужно было раскрутить на третий. Организация состоит из 7 отделений. Это универсальная структура. Она одинакова во всех саентологических организациях. 6-е отделение отвечает за работу с сырыми клиентами. Там же есть ответственные за работу с так называемыми внештатными сотрудниками, которые являются клиентами, а не сотрудниками Церкви, но они ищут и приводят новых клиентов, получая за это комиссионные. Часть дохода, идущая от продажи книг, аудио лекций является легальной – за покупку выдают чек.
Но большая часть дохода, которая идет от продажи одитинга, является нелегальной. За эти покупки не выдают чек. Оформляется она как пожертвование. Почему эта организация не регистрирует себя как коммерческую? Дело в том, что в соответствии с организационной политикой Церкви данная организация не должна платить налоги. В основе деятельности Церкви лежат так называемые инструктивные письма. Инструктивные – потому что там содержатся прямые инструкции к действиям. Любые действия сотрудников от продаж до технологии одитинга, бухгалтерии и связей с общественностью должны в точности соответствовать тому, что написано в этих документах. Для нас эти письма не имеют юридической силы, а для саентологов это главные документы. В одном из таких писем написано, что Саентологическая Церковь не должна быть зарегистрирована, как коммерческая организация и не должна платить налоги. Считается, что инструктивные письма написал еще сам Хаббард, а потому саентолог не может их ослушаться».
Как видим, обвинение следствия в незаконной предпринимательской деятельности в адрес саентологов, если верить г-же Варновской, имеют под собой основания. Весьма крупные суммы денег проходят мимо налоговых органов, не будучи оформленными по закону. Вот только странно, что не предъявлены обвинения в мошенничестве. Огромное количество людей было обмануто и обобрано до нитки. Известны случаи самоубийств адептов, которые влезли в непомерные долги перед кредитными организациями, лишившиеся единственного жилья. Что касается обвинения четверке саентологов в экстремизме, то, как рассказали нам опрошенные юристы, оно может быть слабодоказуемым на суде. Так, Александр Мелешко, адвокат саентологов, говорит: «Недавно 282 статья УК РФ была декриминализована, теперь уголовная ответственность наступает только в том случае, если лицо, привлеченное к ответственности, ранее совершало аналогичный административный проступок. Обвинения с наших подзащитных вполне можно снять». Впрочем, посмотрим на мнения экспертов, которые сейчас изучают саентологическую литературу.
Справка «НИ»
Как рассказывают сектоведы, в саентологической организации очень развит знакомый принцип «страна в кольце врагов». Адептам внушается, что окружающий мир враждебен, поскольку люди еще не пришли к высшему знанию. Более того, выделены враги настоящего саентолога, с которыми запрещено даже общаться – это журналисты, психиатры, психологи, силовики и налоговики.
«Их интересуют наши оборонные заводы и ВПК»
Логичен вопрос – почему петербургскими саентологами в разрезе ухода от налогов занялись именно чекисты? Вроде не их тема. Но дело в том, что головные офисы Церкви саентологии находятся в США и Англии. Туда отправляются на «очищение» (понятно, не бесплатное) российские «топ-менеджеры» этой организации. Как говорят контрразведчики, едут не с пустыми руками. Дело в том, что основной принцип работы саентологов с адептами – сбор на них полнейшего досье. Надо рассказать все не только о своей работе, увлечениях, правонарушениях или преступлениях, но даже о половой жизни – когда, с кем. Иногда адепту прямо назначают процедуру, которая называется «исповедь». Полученные данные фиксируются и хранятся бессрочно. По нашим данным, в орбиту саентологов именно через одитинг и «исповеди» затянуло некоторых топов, представляющих отечественные оборонные заводы. Поэтому, собственно, саентологами настолько вплотную занялась именно ФСБ, а не полиция. Речь может идти о намеренном сборе совсекретных сведений в интересах иностранных государств.
Наш корреспондент услышал подтверждение этих сведений от бывшего довольно высокопоставленного саентолога Владимира Солошенко, который отметился в России рядом крупных бизнес-проектов (любопытно, что на встречу с журналистом он пришел с охраной): «Я провел в Саентологической церкви более десяти лет. Попал туда через курсы для предпринимателей, купился, потому что в начале 90-х тренингов для бизнесменов почти не было. Прошел «оксфордский тест». Позже понял, что это первичный сбор информации о потенциальном адепте. Потом по итогам теста говорят, что у тебя есть проблемы, и надо пройти «Курс решения». Для крупных бизнесменов его стоимость исчисляется десятками тысяч долларов. Я потратил немалые деньги. Потом проходил обучение в Саентологической церкви в США, после чего мне было предложено возглавить это направление по СНГ и в Восточной Европе. Тогда же я узнал, что в числе прочего, саентологов очень интересуют высокопоставленные представители российских оборонных заводов и вообще военно-промышленного комплекса. Мне лично известно, что в свое время головные офисы саентологов в США и Британии запрашивали у своих российских филиалов штатное расписание наших военных заводов с фамилиями и всем-всем-всем, в том числе до бухгалтерской отчетности. Абсолютно секретные данные. А то, что секретные сведения могли быть сантологами получены, в это легко верю, зная методы их работы изнутри. Ведь во время одитинга человек рассказывает о всех своих некрасивых поступках в течение жизни. Это идеальная база для шантажа… С таким компроматом можно потребовать все, что угодно…»
Вот так вот неожиданно Церковь саентологии из организации, которая якобы выдаивает из недалеких адептов последние деньги, вдруг предстает, если верить, в частности, г-ну Солошенко, мощной разведывательной организацией, работающей на наших потенциальных противников. Которая умеет вербовать наших топов в ВПК и брать их за жабры. Более того, у московских чекистов есть данные, что российская Церковь саентологии тесно контачит с ЦРУ. Вот только что в столице, что в Петербурге, никаких обвинений в шпионаже в пользу иностранных государств саентологам предъявлены так и не были. Почему? Доказательная база в итоге оказалась слабой?
Кстати
Саентологи, помимо топов, имеющих отношение к ВПК, всегда охотно вербуют политиков и тех, кого называют звездами. Так, по данным контрразведчиков, в Петербурге была попытка сделать адептом организации известную по «Улицам разбитых фонарей» актрису Анастасию Мельникову. Не вышло.
О чем с саентологами говорили в тюрьме на Шпалерной?
Вернемся к будущим подсудимым, которых пресса окрестила «лидерами» Саентологической церкви Петербурга. Но насколько удалось узнать нашему корреспонденту с разговорившимися бывшими членами организации, к ним можно с натяжкой отнести только Мацицкого и Терентьеву, да и то, потому что они в Церкви давно, около пятнадцати лет. Настоящие бенефициары платных тренингов якобы находятся на свободе. Им удается пока остаться в белом. Также нам стало известно, что в 2017 году, когда четверка саентологов только оказалась на нарах, с ними вели некие разговоры контрразведчики, благо подозреваемые были помещены в тюрьму ФСБ на Шпалерной. Что это могли быть за разговоры? Касались ли они шпионажа? Предлагались ли какие-то пряники в обмен на показания в отношении истинных лидеров Церкви? Точно сказать не можем. Зато точно другое – вся четверка не признала своей вины. Тем ожесточенней будет суд, точные сроки начала которого пока неизвестны.
Справка «НИ»
Церковь Саентологии появилась в 1954 г. в Лос-Анджелесе, там до сих пор и расположена так называемая «материнская Церковь» - Международная Саентологическая церковь, которая руководит деятельностью саентологических структур во всем мире. В Америке у саентологов также были проблемы с налоговыми органами. Последние, усматривая явно коммерческий характер в деятельности саентологов, отказывалась признать за организацией безналоговый статус религиозной организации. Однако сорокалетние (!) судебные тяжбы налоговиков и саентологов в 1993 году закончились в пользу последних.