Posted 30 июля 2019, 05:35

Published 30 июля 2019, 05:35

Modified 7 марта, 15:57

Updated 7 марта, 15:57

Эпидемия безграмотности: к решению проблемы подключились даже медики

30 июля 2019, 05:35
Сюжет
Вузы
Каждый год после вступительных экзаменов мы узнаем шокирующую правду об уровне знаний абитуриентов. «Мы набираем каких-то инопланетян», - недавно заявила доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ. В чем причина отсутствия элементарных знаний у тех, кто собирается формировать общественное мнение?

Ирина Мишина

“Нез наю”, “генирал” , “через-чюр” — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Столь феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже «стобалльники»,- сообщала доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия Николаева.

Действительно, международное исследование Programme for International Student Assessment в 2015 году показало, что почти четверть 15-летних подростков в России не умеют нормально читать, а в старших классах российских школ – эпидемия безграмотности. В чем причины?

«Все как всегда. Есть грамотные дети, есть неграмотные. Грамотность зависит от многих факторов, среди которых главный – школьная программа, которая бесконечно меняется не в лучшую сторону», - сообщила «НИ» профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук Ирина Анненкова.

«Причина в том, что знания по русскому языку лишены системы. В моду вошли программы, построенные по принципу «edutainment» - обучение через развлечение. В результате, дети получают обрывочные знания и весь первый курс университета мы вынуждены заниматься их натаскиванием - подтягиваем уровень хотя бы до среднего», - признается профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Наталья Клушина. – Образование не должно быть лёгким, это не игра. Но именно этим в последнее время грешат авторские программы по русскому языку. Игровой элемент добавить можно, но только как «изюминку». А вообще, в то время, как мы ломаем отлично зарекомендовавшие себя на практике программы, на Западе заимствуют советскую систему образования. В частности, Австрия и Финляндия взяли на вооружение учебники основоположника практической стилистики русского языка Дитмара Эльяшевича Розенталя".

На факультете журналистики есть такая практика: для выявления уровня знаний студентов в конце 1-го курса обычно даются проверочные диктанты. «Результаты оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 «стобалльников» ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. Что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или,скажем, поциэнт? Это, оказывается, «пациент». Есть и такие «перлы»: нез наю (не знаю), через-чюр ( черезчур), оррестовать (арестовать). Причем, все это «перлы» принадлежат студентам традиционно сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элите», - сетует доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия Николаева.

Некоторое время назад педагоги ВУЗов склонны были обвинять во всем ЕГЭ.

«ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой… Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне», -отмечала Анастасия Николаева.

Многие преподаватели склонны винить в падении грамотности сетевое общение в Интернете. «Такой тип коммуникации влияет на изменение норм письменной речи. Например, молодежь говорит, что точка в СМСке означает, что ты прекращаешь общение. То есть ты на что-то обиделся. Свои эмоции принято обозначать цифрами вроде "+100500". Я думаю, что сетевое общение мы уже никогда не отменим. Чтобы спасти ситуацию, необходимо увеличить количество учебных часов русского языка. Детей перестали заставлять учить правила. Это откладывается в подкорке», - рассказывает Ирина Анненкова.

Действительно, привычка писать на «олбанском», как в соцсетях, накладывает свой отпечаток на стиль письма. "Олбанский"- это демонстративное пренебрежение правилами, отсутствие пунктуации. Главное – написать быстрее. «Зачем я буду в интернете соблюдать правила? Я потеряю скорость! А скорость в сетях очень важна», - рассуждают современные ученики и студенты. «Я часто задаю блогерам вопрос: «А если тебя просто не поймут?» – «Нет, меня понимают», - отвечают мне. Мы становимся , вероятно, свидетелями рождения какого-то другого, параллельного языка общения, где традиционные нормы русского не работают. Да, это угроза грамотности, но игнорировать этот интернет-язык уже невозможно. Сейчас , насколько я знаю, специалисты даже пишут учебник по интернет-лексике», - рассказывает профессор Наталья Клушина.

Пристрастие молодежи к интернет-общению невольно поощряют сами российские школы. Сегодня у нас в стране происходит тотальная компьютеризация образования. Различные интернет-олимпиады , электронные доски, электронные учебники… Эти далеко не дешевые игрушки тысячами закупают для школ на деньги налогоплательщиков. При этом почему-то считается, что достаточно дать каждому ученику по компьютеру, и он сразу станет гением. Однако, как выяснилось, в элитных школах США компьютеров и планшетов просто нет. Так, технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили высокопоставленные сотрудники Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Называется эта школа — Waldorf of the Peninsula. Процесс обучения там старомодный: доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши. И ни одного компьютера, ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность интеллекта, человеческие взаимоотношения и внимательность. Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, утверждает : «Образование — это прежде всего человеческое переживание, получение опыта. Технология только отвлекает, когда нужны грамотность и способность критически мыслить».

И всё же эксперты считают влияние интернета на падение грамотности не самым главным обстоятельством. Как это ни парадоксально, в последнее время в этой связи все чаще упоминают медицинские факторы. Врачи констатируют: с каждым поколением рождается все больше детей с отклонениями в развитии и расстройствами аутического спектра (РАС). Если в 2013 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 160 здоровых детей рождался 1 ребенок с такими нарушениями, то в 2014 году Центр контроля заболеваемости США (CDC) сообщил о соотношении 1 к 68-ми. Далее – данные в открытом доступе отсутствуют. «Мы по статистике видим, что с каждым годом становится всё больше людей с различными нарушениями в развитии», – рассказывает директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Артур Хаустов. – Речь идет только о тех случаях, когда ребенок получил официальный диагноз. Но часто малышей с легкой формой аутизма вообще не приводят к специалисту. Родители рассуждают так: «подрастет, и все придет в норму».

А время уходит. Чаще всего к экспертам обращаются, когда отклонения уже сильно бросаются в глаза. Дисграфия (трудности с письмом) или дислексия (проблемы с чтением) - наиболее распространенные проявления аутизма. Такой ребенок может плохо читать и писать с ошибками совсем не потому, что проводит мало времени за учебниками. Эти люди просто физически не могут писать грамотно. Если ребенок упорно пишет «бигимот» и делает четыре ошибки в слове «ещё» – причину надо искать не только в системе образования. Скорее всего, у такой безграмотности медицинские основания. Кстати, в таких случаях многое значит генетическая предрасположенность. На рост числа детей с отклонениями влияют и внешние факторы - экология, стрессы и, как это ни странно, растущий уровень медицины. Сейчас люди могут позднее заводить детей. Кроме того, стала ниже младенческая смертность – то есть те малыши, которые появились на свет слишком рано или не слишком здоровыми, раньше бы просто погибли. По мнению Артура Хаустова, слишком насыщенная информационная среда, мощный информационный поток, в котором живет современный человек, – это колоссальный стресс. И еще не исследовано, как он влияет на мозг и организм будущих матерей и отцов.

Так что прежде , чем винить в безграмотности абитуриента, провалившего экзамен по русскому, родителям стоит для начала обратить внимание на здоровье – своё и своего ребенка.

Подпишитесь