Posted 18 июля 2019, 12:29
Published 18 июля 2019, 12:29
Modified 7 марта, 15:36
Updated 7 марта, 15:36
Жуткую историю про всемирно известную благодаря американскому кинофильму советскую подводную лодку, рассказал телеграм-канал Сьерамадре. Оказывается, что этот боевой корабль стал «братской могилой» советских моряков еще задолго до 1970 года...
«Где-то под водой прямо сейчас находятся на боевом дежурстве атомные подводные лодки. Мы не знаем о них ничего – ни имени командира, ни порта приписки, иногда мы даже не представляем как эти лодки выглядят. Но нам хочется верить, что каждая ядерная ракета, каждый боезаряд, каждый реактор на подлодке, находится под постоянным и неусыпным контролем профессионалов, вооруженных самыми передовыми знаниями об атомной энергетике и правилах безопасности. К сожалению, так происходит не всегда.
Один из самых известных атомных инцидентов приключился с многострадальной (и известной – отчасти благодаря фильму Кэтрин Бигелоу) подводной лодкой К-19 проекта 658. Это было уже второе поколение советских подводных лодок: проект начали разрабатывать в середине 1950-х, а приняли на вооружение – в 1959 году. Лодку строили в Северодвинске. Неудачи преследовали ее постоянно: во время строительства гибли рабочие, а при ходовых испытаниях барахлил реактор.
Но все-таки 30 апреля 1961 года лодка была принята в состав ВМФ (за 2 недели до того она, правда, чуть не столкнулась с американской подлодкой, но вовремя совершила маневр и спаслась). И уже через 2 месяца, в начале июля, произошла серьезнейшая авария, после которой моряки окрестили лодку «Хиросимой».
К-19 возвращалась с учений в районе норвежского острова Ян-Майен. Ранним утром вахтенный командир обнаружил проблемы в системе охлаждения правого реактора. Команда корабля вступила с реактором в неравный бой – сперва была снята аварийная защита, затем лодка перешла в надводное положение. Гамма-активность в реакторе нарастала, охлаждение не работало. Введение управляющих стержней в реактор не помогало – температура возрастала. Ситуация стала критической – на лодке был не только ядерный реактор, но ядерные ракеты Р-13; в случае взрыва последствия было бы сложно предсказать.
Командир К-19 Затеев принял трудное и сложное решение: он приказал собрать новую систему охлаждения, отрезав вентиляционный клапан и вварив в него трубу для подачи воды. Экипажу пришлось долго работать в условиях высокой радиации. Все семеро человек умерли в течении следующего месяца; еще 15 членов экипажа скончались в следующие два года.
Ценой собственных жизней моряки спасли лодку (реактор, впрочем, приказал долго жить и продолжал загрязнять радиацией корабль и все вокруг). На помощь подошли советские дизельные лодки, экипаж был эвакуирован на берег, врачи занялись пересадкой костного мозга и спасением тех, кого можно было спасти.
А лодку впереди ждала еще долгая и полная неудач судьба. Лодку нельзя было списать, поэтому сначала ее деактивировали, затем заменили в ней реактор. Но удачи это не принесло: впереди у нее были и столкновение с американской подлодкой в 1969 году, и множество мелких поломок, и пожар в 1970-х, унесший жизнь большей части экипажа. Вывели ее из состава ВМФ только в 1990 году, а в начале нулевых – утилизировали, несмотря на просьбу бывших моряков сохранить лодку. От К-19 осталась только рубка – она стала мемориалом.
Многое ли изменилось с тех пор? Атомные подлодки и сегодня бороздят просторы всех мировых морей. И, как показывают недавние новости, там и сегодня происходит что-то такое, в результате чего офицеры, которых мы никогда не видели и не знали, спасают мир от «катастрофы планетарного масштаба». Но узнаём об этом, к сожалению, мы только на похоронах отважных моряков...»