Posted 16 июля 2019, 12:28
Published 16 июля 2019, 12:28
Modified 7 марта, 15:38
Updated 7 марта, 15:38
По мнению Александра Бастрыкина, полная конфискация имущества позволит властям эффективнее возмещать нанесенный государству ущерб от коррупционных преступлений. В Уголовном кодексе России такая мера наказания существовала до 2003 года и предполагала, что каждый может лишиться своего имущества, если оно было нажито преступным путем. Но в декабре 2003 года Госдума исключила конфискацию из Уголовного кодекса.
"За последние восемь лет в России было направлено в суд около 80 тысяч уголовных дел о коррупции, - напоминает newsru.com. В качестве обвиняемых по ним было привлечено 5038 лиц, обладающих особым правовым статусом - в их числе свыше трех тысяч депутатов органов местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 94 депутата законодательных органов субъектов Российской Федерации, 35 судей, 119 прокурорских работника, 516 адвокатов, 604 следователя различных ведомств, в том числе 122 - Следственного комитета.
Только за первые три месяца 2019 года у коррупционеров было арестовано имущества на 5,3 млрд рублей, заявил Александр Бастрыкин. В 2018 году у фигурантов уголовных дел о коррупции изъяли только денег и драгоценности на 2 млрд рублей, а имущества арестовали на 15 млрд рублей".
Сегодня Уголовный кодекс предусматривает конфискацию имущества лишь по отдельным "коррупционным статьям", например - злоупотребление должностными полномочиями, получение взяток и по некоторым иным. Но даже по ним судьи зачастую не назначают меру наказания в виде конфискации в связи с ее необязательностью. И уж точно конфискация имущества не грозит чиновникам и другим представителям властей, кто ради незаконного получения выгоды и прибыли превышают должностные полномочия, незаконно участвуют в предпринимательской деятельности, получают взятки, совершают служебные подлоги и предоставляют заведомо ложные сведения, присваивают или растрачивают чужое имущество, мошенничают, используя свои служебные полномочия, препятствуют законной предпринимательской деятельности, присваивают бюджетные средства, регистрируют незаконные сделки с землей и т.д. Даже будучи осужденными, эти чиновники, нарушившие закон, ныне отбывают свои сроки спокойно, будучи уверенными, что украденные у государства или других людей средства у них не отберут и на эти деньги их семьи, дети и внуки будут обеспечены на долгие годы, а то и десятилетия.
Депутаты Госдумы заявили о готовности обсудить предложение Александра Бастрыкина, но вице-спикер нижней палаты парламента Сергей Неверов предостерег от того, чтобы антикоррупционные санкции вводились раньше, чем вина будет доказана: "Самое важное, чтобы при применении подобных решений не пострадали люди, чтобы не было так, что, если сегодня в отношении вас начинают происходить какие-то следственные действия, не работал механизм, когда без суда и следствия происходит конфискация".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в свою очередь, комментируя предложение Александра Бастрыкина, отметил, что в Кремле пока не обсуждали его идеи о конфискации имущества коррупционеров и о доступе следователей к банковской тайне по делам о взяточничестве. "Каких-то решений пока не принималось", - сообщает gazeta.ru.