Ирина Мишина
Если раньше упоминание Бадаевского завода заставляло вспомнить о пиве известных марок, то теперь его все чаще упоминают в связи с постройкой элитного жилья и ресторанами. А еще с Бадаевским связан скандал. Он разразился среди историков и архитекторов после сокращения охранный зоны памятника культурного наследия регионального значения для легализации застройки территории завода новым ЖК.
«Это индустриальное наследие города. Набережная Тараса Шевченко – большой архитектурный ансамбль, в котором самой старой постройкой является Бадаевский пивзавод. Эта часть Москвы – образец модельной, парадной столицы середины 20-го века. В 30-х - 50-х годах прошлого века снести могли все, что угодно. Если Бадаевский завод – дореволюционное наследие – оставили, значит, с этим местом надо быть аккуратнее», - заявил «НИ» историк архитектуры, доцент МГСУ Николай Васильев.
Трёхгорный пивоваренный завод — одно из старейших предприятий России. Комплекс зданий завода - памятник промышленной архитектуры 19-го - начала 20-го века. Солодовни были построены в 1875—1876 годах, в 1904—1907 годах — водонапорная башня, в 1909 году — старый элеватор. В 1934 году заводу было присвоено имя А.Бадаева. Так возникло его народное название : Бадаевский пивзавод. Некоторые сорта пива Бадаевского завода получили в 60-х годах «Знак качества». В постсоветский период предприятие было приватизировано и в конце концов преобразовано в ОАО «Бадаевский пивоваренный завод». До 2006 г. завод выпускал различные сорта пива, но потом был приостановлен, почти вся его территория была сдана в аренду. Там появились популярные кафе, рестораны, модный ночной клуб «Крыша мира». Производство знаменитого пива «Трехгорное» было возобновлено в Мытищах.
Этот кусок элитной территории Запада Москвы на Кутузовском проспекте не долго оставался без внимания девелоперов. «Первые застройщики пришли на территорию Бадаевского в начале 2000-х. Сначала тут появилась группа компаний ПИК, но их что-то не устроило. Им на смену пришел более агрессивный застройщик – Capital Group. Планы этой девелоперской компании амбициозны и подразумевают снос части строений на территории Бадаевского пивзавода. Другую часть зданий предполагают подвергнуть реконструкции», - сообщил «НИ» координатор общественного движения «Архнадзор» Игорь Шихов.
Что же появится на этом месте? Как сообщает портал элитной недвижимости, по адресу Кутузовский проспект, 12/1 «будут квартиры и виллы с террасами (общая площадь жилья – 89,67 тыс. кв. метров). Общая площадь территории составляет 6 гектаров, застройки – почти 155 тыс. кв. метров. Два промышленных здания Бадаевского завода (№1 и №3) отреставрируют. Частично утраченное строение №2 будет восстановлено. Также построят новый корпус общей площадью около 155 тыс. кв. метров с беспрецедентным для столицы архитектурным решением: «парящий» дом, установленный на колоннах высотой 35 метров». Архитекторы уже окрестили его «дом на ножках».
Брокер Александр Навлицкас из «Элитной недвижимости», информационного партнера Capital Group, сообщил корреспонденту «НИ»: «Старт продаж намечен на осень этого года, все уже согласовано на уровне департамента культурного наследия, сейчас проект на подписи в департаменте строительства».
На самом деле причина не в чьей-то подписи. Начало застройки - это целая интрига. ОАО «Бадаевский пивзавод» арендует территорию у города. «По договору аренды, который я читал, на территории завода запрещено возводить капитальные и временные сооружения. Даже бытовки запрещено строить. Какое-то время назад в ОАО БПЗ решили крышу починить в одном из зданий - так дело закончилось скандалом. Для того, чтобы что-то построить на этой территории, необходимо произвести перемежевание по всем правилам землепользования, затем организовать общественные слушания. Насколько я знаю, все это отложено на осень, после выборов, чтобы народ не будоражить. Сейчас детальный проект застройки и экспертиза строений Бадаевского завода хранятся в тайне. В этом деле вообще много загадок», - рассказал «НИ» координатор общественного движения «Архнадзор» Игорь Шихов.
Вопросов в ходе общественных слушаний или открытого обсуждения проекта застройки может возникнуть немало. В первую очередь – к экспертизе строений Бадаевского завода, которую проводила зам. директора ГУП «Специализированная дирекция объектов культурного наследия» департамента культурного наследия правительства Москвы Елена Соловьева. Экспертиза эта проводилась по заказу застройщика - Capital Group в 2014 году, ее выводы нигде не публиковались.
Вообще, исторические здания и охранную зону территории Бадаевского завода начали «резать» буквально по кускам еще с 90-х годов. До 91-го года весь ансамбль Бадаевского завода относится к вновь выявленным памятникам культурного наследия и являлся охранной зоной. «В 95-м году статус 5-го строения ( это бондарно-весовая) был понижен до «объекта среды», потом понизили статус 6-го строения, это главная контора, причем первый и второй этажи были там в очень приличном состоянии. Затем понизили статус 8-го корпуса – это кузница, самое старое строение на территории завода, потом очередь дошла до строения 9 – это артезианская скважина. Кстати, она существует там до сих пор. Ну и под конец понизили статус 10-го строения, где находились мастерские. Все это может быть снесено для постройки ЖК», - рассказывает координатор «Архнадзора Игорь Шихов.
Сегодня к охраняемым объектам культурного наследия на территории Бадаевского завода относятся только южная часть 1-го и 3-го корпусов.
Также на электростанции и в машинном отделении верхнюю часть признали «ценным градообразующим объектом». Что будет с нижней частью корпуса – вопрос риторический. Под застройку пойдет также вся северная часть 1-го и 3-го корпусов. Под это и была подведена научная база – экспертное заключение Елены Соловьевой из ГУП «Специализированная дирекция объектов культурного наследия» департамента культурного наследия Москвы. В ее заключении многие исторические помещения в северной части строения (которая выходит к реке), резко «помолодели» и в результате не получили статуса объектов культурного наследия. Почему это произошло, догадаться не сложно. Дело в том, что на эту часть территории у застройщика - Capital Group - свои виды. Именно там будут сооружены дома «на ножках», там будут рыть котлован, там будет 3-х ярусная подземная парковка.
При экспертизе строения 1 вообще было сделано парадоксальное заключение. Там, с северной стороны, была небольшая современная пристройка 70-х годов. В заключении г-жи Соловьевой эта пристройка внезапно разрослась так, что заняла больше половины здания.
« Чтобы скрыть обман, застройщики намеренно не указали год постройки. Они указали «год ввода в эксплуатацию: 1970-ый. По данным Росреестра получается, что большая часть помещений активно работавшего завода не использовалась от 60 до 95 лет, что явно указывает на фальсификацию», - поясняют эксперты «Архнадзора».
«На территории Бадаевского завода абсолютно все, кроме нескольких небольших пристроек, является оригинальными постройками конца 19-го -начала 20-го века. К середине 20-го века относится лишь маленькая пристройка между двумя корпусами, за которую и «зацепились» эксперты. То, что они вычеркивают другие корпуса из объектов культурного наследия – фальсификация и очень большая историческая ошибка», - считает историк архитектуры, доцент МГСУ Николай Васильев.
Сейчас строения 1, 2 и 3 занимают больше половины территории в 6 га, формально принадлежащей ОАО “БПЗ”, но фактически контролируемой Capital Group. Чтобы выстроить «дома на ножках», да еще впихнуть «парк», нужно снести все, что не имеет охранного статуса. Причем для «парка» обещанной площади в 4 га места едва ли хватит.
У застройщиков и потенциальных покупателей своя логика: дескать, пивзавод все равно практически не работает, почему бы не сделать из простаивающей территории единый комплекс, включающий ЖК, магазины, оздоровительные комплексы? Однако, многие архитекторы выступают против этого проекта. «С одной стороны, характерная черта московской архитектуры – это дробность и многостильность. Этот аргумент часто используют при «уплотнении». Но аргумент этот, на мой взгляд, не бесспорный. Допустим, есть на территории завода корпуса менее ценные. Но это не значит, что тут надо что-то сносить. Нам говорят, что новые дома в ЖК «Бадаевский» специально поставят «на ножках», чтобы они не перекрывали вид. Но что будет видно за этими «ножками»? Части исторических зданий? А новый ЖК перекроет вид на гостиницу «Украина», будет виден только ее шпиль. На набережной Тараса Шевченко со стороны Москвы-реки был стройный архитектурный ансамбль. В результате застройки он перестанет существовать. К тому же почвы в районе постройки ЖК - карстовые, сложные, нельзя исключить их движение, сползание и как следствие - деформацию зданий. Лично я не решился бы приобретать квартиру в таком месте», - считает историк архитектуры, доцент МГСУ Николай Васильев.
Тем временем, в офисе Capital Group уже подготовили макет будущей застройки. Даже на этом макете видно, что спрятанный за первым рядом домов по Кутузовскому проспекту завод практически не виден. Встройка 75-метровых домов на ножках вдоль набережной не только закроет вид на завод частоколом ног-опор, но и исказит восприятие гостиницы «Украина», в том числе вид со стороны популярного пешеходного моста “Багратион”.
Во всей этой истории настораживает одно: проекты и экспертные заключения, которые появляются тайно, без общественного обсуждения и делаются в угоду заказчику. «Я ценю эксперта Елену Соловьеву, но в случае с Бадаевским заводом ситуация неоднозначная. Я не уверен, что в своей экспертизе она не лоббировала интересы застройщика. Я понимаю, что среди аффилированных лиц застройщика могли быть представители высоких федеральных структур, с которыми спорить трудно. Но это уже превращается в систему. По заводу на Краснобогатырской улице в Москве тем же экспертом Еленой Соловьевой было вынесено подобное заключение. Возникает вопрос: достоин ли аккредитации такой эксперт? Почему росчерком пера нас лишают культурного наследия, истории? Важные вопросы, связанные с застройкой исторических мест, у нас принимаются кулуарно. Свежий пример – Зарядье. С моей точки зрения, это достаточно спорный архитектурный проект. Кто-то предложил, президент сказал «Давайте!». В результате мы потеряли часть исторического наследия города – доходные дома. Так облик города определять нельзя!», - считает историк архитектуры, доцент МГСУ Николай Васильев.
Сергей Собянин однажды назвал комплекс Москва-Сити градостроительной ошибкой. Сейчас рядом с его ведома совершается подобная градостроительная ошибка. Правда, архитекторы склонны называть ее иначе: преступление против истории города.