Сергей Баймухаметов
Его происхождение и обоснования –привычны, известны, до скуки неприкрыты. Естественно,он принят для «обеспечения транспортных удобств населения»;да еще называется «О расширении (? – С.Б.) территории национального парка…» Устроили «общественные слушания», провели голосование среди некоторыхместных жителей, которые поддержали проект с благим названием. А потом выяснилось, что обман… Во-первых, к Лосиному острову присоединят гектары лесов, которые никак с ним не граничат– то есть миграция животных невозможна. А главное, по заповеднику пройдет восьмиполосный автобан, распугивая и уничтожая все живое, вырубят сотни тысяч деревьев.
В любом случае никакое правительство и никакие жители не имеют права даже мысленно посягать на территории, охраняемые специальным федеральным законом № 33. Но опять же аксиома: у нас закон – что дышло, принимается для удобства сильных и богатых, которые и воротят им, как угодно. В тойже охранной зоне Лосиного острова планируется строительство жилого комплекса «Сказочный лес», торгового центра «Абрамцево», уже построены четырехэтажные дома «Гольянов-парка», вбиты свои под строительство административно-торгового центра «Ташир». После вмешательства Общероссийского народного фронта работы заморожены, но ведь улита едет упорно… И где-то будет. Там, где и рассчитано.
Со строительством дороги тоже ясно. Оно само по себе незаконно. И вроде бы непонятно. Почему именно через заповедник? Как будто других вариантов трассы нет. Но секрет всем известен - коммерческие интересы и коммерческое влияние, взаимовыгодные интересы чиновничества и бизнеса. Меньшая часть отторгаемой территории – собственно под дорогу, а бОльшая – под «инфраструктуру». Что возникнет в этой «инфраструктуре» на протяжении 20 километров леса – гадать не приходится. Разумеется, коммерческие объекты, а где-то за ними, в глубине, появятся, наверно,и особняки... Жить в заповедном лесу на территории Москвы – это же верх «шика», для некоторых категорий граждан.
Лосиный остров – на виду, общественность начала за него борьбу. Петицию в его защиту на платформе Change.org подписали более двухсот тысяч граждан.
А десятки других случаев – вовсе неизвестны или малоизвестны. Даже в Москве. Например, непрерывно что-то копают на особо охраняемой природной территории «Воробьевы горы» - с риском оползней. А там кручи глины юрского периода. В районе Фили под строительство комплекса зданий Национального космического центра планируется вырубить 8 тысяч деревьев.В июне «начались подготовительные работы на площадке».
Кажется, что пытаться понять происходящее – бессмысленно, невозможно. Особенно – с учетом опыта жизни других краев. Скажи где-нибудь в Вене, что под строительство офисов государственной организации вырубят 8 тысяч деревьев – сочтут за сумасшедшего.
- У нас ни одно дерево тронуть нельзя, тут же слетит с плеч твоя политическая голова! А мы свои головы бережем! – смеялся в разговоре с нами, московскими журналистами, депутат Эрик Валентин, председатель экологического комитета Венского ландтага. - У нас ведь борьба партий, держим ухо востро, никто не хочет со скандалом потерять свое место! А если серьезно, то мы целенаправленно проводим «зеленую политику», как и требуют избиратели, жители. Вена – самый зеленый город Европы и мира, на каждого человека - 120-150 квадратных метров зеленых насаждений, у нас 850 больших садов и парков, включая знаменитый Пратер в 6 квадратных километров...
Еще там (не считая биосферного заповедника Венский лес, окружающего город) – два природных заповедника непосредственно на городской территории :Лайнцер Тиргартен (25 квадратных километров, где на воле гуляют дикие кабаны, лани, олени, муфлоны) и уникальный биосферный заповедник Лобау (10 квадратных километров, где европейская водно-болотная экосистема сохранена в первозданном виде). Все это – в черте города. Или, точнее, это город находится внутри лесов и парков. Здания, сооружения, дороги, промышленные, железнодорожные и прочие площади занимают 32,9% территории. А парки, пруды, реки, болота, леса, виноградники и другие сельхозугодья (обыкновенные сельскохозяйственные земли, где выращивают продукты питания и затем продают их здесь же, в Вене) занимают 67,1% городской территории.
В Вене мы часто острили: города надо строить в деревне – там воздух чище.
Эрик Валентин как человек государственно-деловой, приводил цифры и факты.
- Но… - прервал он себя, - на самом деле природоохранный бюджет Вены далеко не отражает реальности. Ведь бюджет – что корсет. С одной стороны, мы его затягиваем – так диктуют правила и красота, а с другой - хочется дышать свободней. У нас многие предприятия, работающие на экологию, не получают денег из бюджета – сами себя содержат, действуют в формате частных компаний. Владелец – город Вена. То есть к бюджетным деньгам надо прибавлять природоохранную деятельность таких предприятий, и выразить ее в точных суммах нет возможности. А собственно природоохранный бюджет города – 700 миллионов евро.
В перерасчете на одного человека - больше московского природоохранного бюджета примерно в 47 раз. И при таких условиях мы вырубаем деревья на улицах и в скверах, в заповеднике хотим уничтожить сотни тысяч? Как это можно понять? И можно ли?
Можно. С одной стороны, полная независимость власти от мнений и настроений масс. А с другой – желания сильных и богатых. Они унас находятся на таком уровне человеческого развития, когда им мало того, что у них есть, они «хочут», чтобы «все видели и завидовали». (Да, знают и говорят между собой, что «деньги любят тишину», но нутро-то берет свое.) Они «хочут» ставить особняки, дачи и офисы непременно в самых «престижных» (это их излюбленное словечко) местах.
Например, не где-нибудь, а на исторически заповедной, культовой для советского и российского сознания территории, на ВДНХ (!), на берегу знаменитых Останкинских прудов еще в 2006 году был построен трехэтажный дворец-замок одного из московских олигархов. Кстати, тогда ВДНХ имела статус особо охраняемой природной территории.
Осталось только на Красной площади поставить чью-нибудь дачку. Однако там нет прудов и парков, так что за Красную площадь можно не беспокоиться. Вроде бы.